Военный извозчик

«Hercules C-130» − самые распространенные в мире грузовые самолеты. Разработанные 50 лет назад фирмой «Lockheed», на данный момент они эксплуатируются в 65 странах мира. К 2009 году было построено более 2300 самолетов, около половины которых, используются для потребностей ВВС США. Множественные модификации этой «рабочей лошадки» до сих пор производятся и пользуются такой же популярностью на международном рынке.

Изначально «Геркулес» разрабатывался исключительно как транспортный самолет, однако с течением времени был приспособлен для осуществления множества задач. Сейчас его используют для высадки десанта или поддержки огнем с борта, спасения капсул космонавтов, поисковых и спасательных операций, тушения пожаров и оказания помощи при любых других стихийных бедствиях.

Первый полет был совершен 23 августа 1954 года из Бербанка на авиабазу Эдвардс. Всего часа в небе представителям министерства обороны хватило, чтобы подписать с «Lockheed» контракт и запустить полномасштабное производство самолета. И действительно, именно военные наиболее активно его эксплуатируют: большая часть «Геркулесов» используется для тактических воздушных перевозок в пределах театра военных действий.

Этот среднемагистральный транспортник обладает уникальным качеством: он способен взлететь даже с полевых грунтовых аэродромов, и поэтому является основным десантным самолетом не только ВВС США, но и многих других стран мира. С-130 различных модификаций использовался во всех конфликтах армии Соединенных Штатов, начиная с войны во Вьетнаме, и заканчивая продолжающейся до сих пор, «вечной» Афганской войной.

«Геркулесы» запомнились во Вьетнаме в роли обычных транспортников, наводчиков ударной авиации, разведчиков, и воздушных центров управления бомбардировками северных территорий. Так же несколько самолетов были переоборудованы для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск. ВВС США потеряли в этом конфликте 65 летательных аппаратов «Lockheed». Военное командование американской армии особенно не любят вспоминать, что 7 самолетов, не внесенных в смету, были захвачены вьетконговцами и угнаны на север страны.

Около 150-и «Геркулесов» участвовали в операции «Буря в пустыне». С начала войны в Персидском заливе C-130 совершили 46 500 транспортных вылетов. Изначально их использовали исключительно для переброски войск с дальних баз к театру военных действий и доставки различных грузов. Однако на последнем этапе конфликта, ряд самолетов вновь были использованы для огневой поддержки с воздуха, и за 4 дня наступления совершили около 500 боевых вылетов.

Такая замечательная машина не могла не привлечь клептоманов. 23 мая 1969 года сержант ВВС США Пауль Мейер угнал транспортник C-130 с британского военного аэродрома Минделхолл. В небо по тревоге были подняты четыре истребителя «Лайтнинг», уничтожившие «Геркулес» вместе с похитителем в небе над Английским каналом. Но через 19 лет эта ситуация повторилась в Ливии. У полковника Каддафи не было «Лайтнингов», наверное, поэтому угнанный самолет вполне успешно приземлился в Египте.

В 1984 г. «Lockheed» изготовили экспериментальный самолет. После ряда тестовых полетов на его основе был построен новый летательный аппарат. Сейчас он известен под аббревиатурой C-130J «Супер Геркулес» и используется так же массово, как и предшественник. А С-130 устаревших модификаций так же не собираются уходить на покой. В 2000 году корпорация Боинг приняла заказ на модернизацию 200 летательных аппаратов, каждый из которых будет стоить 14 миллионов долларов.

Популярные альбомы