Никита МАСЛЕННИКОВ – о продлении соглашения о сокращении добычи нефти

Министр финансов Антон Силуанов положительно оценил реализацию соглашения о снижении объемов добычи нефти, которое действовало в первом полугодии. Минфин намерен использовать благоприятную ценовую конъюнктуру для пополнения резервов.

По словам министра, его реализация уже привела к тому, что нефтепроизводящие государства оказались в коллективном выигрыше. Так, из-за роста цен нефтяная выручка увеличилась у всех стран, включая те, которые пошли на ограничения по добыче.

Министр надеется, что продление соглашения поможет зафиксировать цены на нефть на текущих уровнях, что позитивно отразится на платежных балансах стран-производителей нефти."Правда.Ру" обратилась за комментарием к руководителю направления "Финансы и экономика" ИНСОР, экономисту Никите Масленникову.

— Как практически повлияет продление соглашения о сокращении добычи нефти на текущее состояние главного финансового документа страны?

— Естественно, Силуанов прав, потому что расчеты показывают, что Минфин уточнил объем дефицита бюджета за прошлый год; окончательный итог примерно составил 3,4 процента ВВП. Если бы не было этого соглашения о заморозке нефтедобычи, то дефицит превысил бы 4,3 процента. Вот в этом и есть ответ на вопрос, каков эффект от дополнительных средств, полученных от повышения цен на нефть. Это уже и ответ на вопрос, каков эффект.

Хотел бы обратить внимание на то, что Минфин вносил поправки в правительстве, и правительство, кажется, 18 мая приняло и одобрило; естественно, будут вносить их в Госдуму после некоторых уточнений. И вот эти поправки уже, на мой взгляд, были сделаны с расчетом того, что соглашения по замораживанию добычи будет достигнуто. Вопрос — насколько? Скорее всего, это будет девять месяцев; это достаточно существенное влияние на бюджетный поток, потому что можно ожидать некоторое подорожания нефти. Совершенно ясно, что среднегодовая цена не опустится ниже 52 долларов за баррель, как это было за первые четыре месяца года; может быть, даже чуть-чуть подрастет — в зависимости от того, как будет торговаться Brent. Прогнозы аналитиков достаточно сдержанные, потому что картина рынка заметно усложнилась: здесь риски несильного разгона цены. Сегодня большинство исследовательских команд и международных организаций — из МВФ, Всемирного банка, Международного энергетического агентства — прогнозируют, что среднегодовой Brent будет колебаться от 55 до 56 долларов за баррель (по этому году). Если максимальный дифферент включить в три с половиной доллара за баррель, то у нас получается где-то около 52 долларов. За четыре месяца цена не упадет ниже. В связи с этим Минфин предложил повысить в проекте поправок с 40 долларов за баррель до 46,5. Это связано с тем, что при такой цене отсечения дополнительные нефтегазовые доходы составят примерно от триллиона до полутора.

Никита МАСЛЕННИКОВ – о продлении соглашения о сокращении добычи
Фото: Fotodom.ru/Коммерсантъ

Это пока средняя оценка, но надо иметь в виду еще консервативные прогнозы — с учетом волатильности, которая может очень сильно проявиться во втором полугодии. Прежде чем разогнать цены вверх, они должны несколько упасть вниз. Просто по структуре фьючерсов, по отношению длинных и коротких контрактов, это должно случиться. Но все равно даже по консервативной оценке — триллион, по умеренно-оптимистической — полтора, некоторые говорят даже об 1,6.

— Что это означает?

— Во-первых, это означает, что можно будет увеличить расходную часть бюджета и направить эти деньги на поддержание населения, отчасти экономики. Пока расчетный объем на увеличение расходов до конца года — 315 миллиардов рублей. Из них примерно четвертая часть — это по статьям на национальную экономику, а остальное — закрытая часть бюджета (это 29 миллиардов). В частности, это проекты международного сотрудничества (Сирия), некоторые расходы, связанные с повышением зарплат неуказным категориям бюджетников (те, которые не попали в указы за 2012 год). Я говорю о бюджетном секторе: в этом году помимо учителей и врачей будут повышены заработные платы очевидно и для других категорий бюджетников.

Никита МАСЛЕННИКОВ – о продлении соглашения о сокращении добычи
Фото: AP

— Будут ли дополнительные средства направлены только на текущие бюджетные расходы или можно рассчитывать на пополнение резервного фонда?

— Резервный фонд в этом году, по предложению Минфина, будет использован полностью. В нем сейчас порядка 950 миллиардов рублей. И он будет весь исчерпан, плюс еще расходы из фондов — с тем, чтобы из этих источников закрыть, профинансировать полностью снижающийся дефицит бюджета. Дефицит бюджета сокращается; по расчетам Минфина, он в этом году будет 2,1 процента. Очевидно, что это придется корректировать с учетом реальной цены нефти.

Прогноз Moody's оценивает дефицит бюджета по этому году в Российской Федерации в 1,8% — лучше, чем проектировки Минфина. Хотя они тоже исходят из того, что среднегодовой тренд будет где-то около 55 долларов за баррель — соответственно, минимум 52. Сейчас мы тратим деньги из резервного фонда. Ничего необычного, апокалиптического в этом нет. Резервный фонд всегда задумывался как источник для финансирования дефицита бюджета, поэтому здесь все происходит с полным соответствием с законодательством. Но поскольку все-таки формируются достаточно большие доходы — это триллион рублей в год; 315 миллиардов — это увеличение расходной части, которая может быть и в зависимости от того, как пойдет дело с пополнением фонда.

Я думаю, что мы потратим в этом году на социальные цели, поддержку национальной экономики 400 миллиардов, но это будет зависеть от нефтяной конъюнктуры. Но дальше остается вопрос: там получается шестьсот с лишним миллиардов. 643 миллиарда предполагается из этих доходов года текущего зачислить прямо с 1 января 2018-го в резервный фонд. Он будет потом пополнен за счет дополнительных доходов этого года.

Никита МАСЛЕННИКОВ – о продлении соглашения о сокращении добычи
Фото: Fotodom.ru/DP

То, что сейчас у нас есть в резервном фонде, мы тратим на финансирование дефицита бюджета; возможно, дефицит будет меньше расчетного, как всегда прогнозирует Минфин. Но дополнительные доходы этого года — в размере свыше шестисот миллиардов (643) — они направляются на пополнение резервного фонда 2018 года, поэтому мы, грубо говоря, 31-го резервный фонд обновляем, а 1 января в нем оказывается свыше шестисот миллиардов рублей.

Нам, конечно, надо было бы иметь для того, чтобы себя чувствовать совершенно комфортно, резервный фонд размером раза в два-три больше, но этого пока не получается. Но все равно "подушка безопасности" должна быть, потому что в будущем году в мировой экономике могут реализоваться многие риски, которые способны вполне ее затолкать в новую рецессию. Это непонятная экономическая политика администрации Трампа, это пока большая неопределенность развития событий в связи с брекзитом, это огромный долговой пузырь, надутый в Китае. Они проведут в сентябре 19 съезд КПК; до этого все будет стабильно и хорошо — без сучка, без задоринки. А дальше возникает ситуация, когда просто держать это благостное состояние более невозможно.

В общем, экономика должна развиваться — вопреки административным мерам. Китайские риски вновь актуализируются в том объеме. Эти источники могут затолкать глобальное хозяйство в неприятную ситуацию. Нам, конечно, надо было бы иметь резервный фонд побольше. Я так понимаю, что Минфин и Силуанов прекрасно понимают эти риски. Как следствие — расчет откровенный и очень жесткий. Да, мы в этом году тратим резервный фонд, но к началу следующего года он будет пополнен из доходов 2017-го.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня