Что теперь будет? Moody's обрушило рейтинг Китая впервые с 1989 года

Николай КОТЛЯРОВ – о том, может ли Китай поставить под угрозу глобальную финансовую стабильность

Агентство Moody's понизило кредитный рейтинг Китая впервые с 1989 года. Экономисты МВФ уже предупреждали, что китайские долговые проблемы могут "поставить под угрозу глобальную финансовую стабильность".

Эксперты делают свои прогнозы: к 2018 году бремя госдолга возрастет до 40% ВВП, а совокупный долг страны по итогам прошлого года превысил 250% ВВП.

Moody's понизило суверенный кредитный рейтинг Китая с Aa3 до A1, заявив, что катализатором понижения рейтинга является сочетание факторов — в частности, ожидание замедления экономики до 5% к 2020 году (в первом квартале 2017 года рост ВВП составил 6,9%) и увеличение долговой нагрузки. При этом министерство финансов Китая выразило несогласие с действиями рейтингового агентства.

"Официальные целевые показатели роста также снижаются, но немного медленнее. Мы видим, что экономика начинает все больше зависеть от политических стимулов. Кроме того, когда экономический рост замедляется, это указывает на более медленный рост доходов и несколько более слабый уровень обслуживания долга", — заявила Мари Дайон, старший вице-президент рейтинговой группы Moody's.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к директору Российско-китайского центра Финансового университета при правительстве РФ Николаю Котлярову.

— Понижение рейтинга международными агентствами может потенциально подорвать финансовую устойчивость Китая? Есть ли здравое зерно в таких прогнозах?

— Дело в том, что замедление роста там идет достаточно давно. Но все не так просто. При этом у них сохраняется очень важная тенденция: растет доля сферы услуг в экономике. Они в этом были всегда не очень сильны, а за последние годы на десять процентов выросли. Я думаю, что со временем они будут крупными экспортерами. Это касается и финансовых услуг, и туристических, и инженерии.

С финансами есть определенные проблемы. Я не думаю, что они критичны для Китая. Но наблюдается тренд: у них сократились золотовалютные ресурсы; опасение бегства капитала тоже появилось. В этом плане есть вопросы, но время покажет. Китайцам всегда удавалось выходить из сложных ситуаций. Я надеюсь, что они и сейчас найдут правильное решение. Ведь падение динамики китайской экономики отразится на всех — в том числе и на России. А это совершенно нежелательная вещь.

Я думаю, что они не сидят сложа руки, а применяют разные инструменты, активизируют внешнеэкономические связи. У нас, кстати говоря, товарооборот вырос, и сейчас за последние два месяца растет довольно быстрыми темпами. Я бы не стал бы драматизировать. Да, им неприятно, что у них динамика была десять процентов, а теперь шесть. Но и шесть — для такой экономики немало. Сравните с американской: там максимум два процента.

Это, мне кажется, жареные факты от финансистов — тех, которые работают на фондовых площадках, живут сегодняшним днем. Упал индекс — для них это сразу представляется трагедией; происходят коллапсы, цены упали, котировки упали и так далее. Но они же потом поднимутся. И на самом деле академическая наука к этому относится скептически: потеряли вы сегодня деньги — завтра отработаете. В таком ключе.

— На перспективу не смотрят?

— На перспективу они не смотрят. На нее надо смотреть по важнейшим макроэкономическим показателям: программам инновационного развития, модернизации. В Китае много чего в этом плане делается. И они предпринимают большие усилия, активизируют внешнеэкономические связи. Это проект Нового Шелкового пути: его реализация идет, был большой форум в середине мая, там присутствовали и наши руководители, были подписаны соглашения.

— Китайские экономические трудности не могут поставить под угрозу глобальную финансовую стабильность? 

— Я не думаю. Глобальная финансовая стабильность не пострадает: у них хорошие запасы прочности. Это может иметь определенные неприятные последствия для глобальных спекулянтов — частных. Есть снижение золотовалютных ресурсов — на четверть за последние годы (было четыре триллиона долларов, стало три). Это тоже тренд последнего времени. Но они в таких ситуациях мобилизуются. Например, сейчас введены ограничения по вывозу капитала для юридических лиц, для физических есть определенные ограничения. Как-то они выруливают. Например, сократят импортные программы, как у них бывало.

Я не думаю, что будут какие-то драматические последствия для финансовой системы. Это маловероятно. Страна слишком важная, постараются этого не допустить. Но сейчас даже вопрос так не стоит. На мой взгляд, так и не встанет этот вопрос, что якобы глобальную финансовую стабильность подорвет Китай. Кроме того, в таких ситуациях дают большие кредиты: МВФ, Всемирный банк, другие финансовые институты. У Китая сейчас запасы прочности, мне кажется, достаточно большие. Ну, заморозят они реализацию проекта Нового Шелкового пути на какое-то время: там же гигантское финансирование. Я думаю, что справятся. Тут особых опасений нет. Жалуются сейчас на проблемы те, кто деньги засунул туда, а эти индексы упали.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня