Рустам ТАНКАЕВ – о том, зачем Украина подготовила "фиговый листочек" в деле "Газпрома"

Рустам ТАНКАЕВ: газотранспортная система Украины может закончить свое существование этим летом

Кассационная жалоба, поданная российским "Газпромом" на решение о взыскании штрафа в размере 171,8 млрд гривен (6,4 млрд долларов по нынешнему курсу) за якобы злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа, была отклонена высшим хозяйственным судом Украины.

"Газпром" высказал удивление относительно выставленного штрафа, поскольку не осуществляет предпринимательской деятельности на территории Украины. Компания передает газ "Нафтогазу Украины" на западной границе России. Подробнее об этом можно прочесть ЗДЕСЬ.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к члену комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России, ведущему эксперту Рустаму Танкаеву.

— Почему возникло арбитражное дело в отношении российской энергетической корпорации "Газпром"?

— Арбитражное дело в отношении российской энергетической корпорации "Газпром" возникло исключительно потому, что Украина прекрасно понимала, что она не может нормально пережить отопительный сезон этого года; им необходимо иметь какие-то основания для изъятия транзитного газа из газотранспортной системы. Было очевидно, что никаких активов "Газпрома" Украина арестовать и получить не может. Украинскому суду "Газпром" не подсуден. Речь шла о том, чтобы изготовить "фиговый листочек", который прикроет безобразие всего этого дела. Минувший отопительный сезон Украина прошла с большими потерями. Непонятно, как будет развиваться ситуация в следующем году.

— Каковы основные причины?

— Закупить газ для заполнения подземных хранилищ им не на что, у них нет денег. Ситуация очень сложная для Украины. Единственное, что они могут, — наложить арест на поток газа, который транзитом из России идет в Европу. Естественно, что Европа будет очень недовольна, но это недовольство будет обращено в двух направлениях. Во-первых, на Россию, которая автоматически станет плохой по определению, хотя никакого отношения к изъятию газа не имеет. И второе — это еврокомиссары. Дело в том, что они блокировали все проекты обхода украинской территории; в большей или меньшей степени, но блокировали.

Единственный проект, который удалось реализовать, — это "Северный поток-1", и то ему не давали работать нормально. Правда, когда возникла угроза прекращения украинского транзита, еврокомиссары все-таки разрешили использовать газопровод "Опал" — если не на полную мощность, то близко к таковой. И это, конечно, вызвало на Украине большое недовольство. Но остаются крайними в данном случае еврокомиссары, потому что "Южный поток" был ликвидирован. "Турецкому потоку" нормально реализоваться пока тоже не дают. Что касается "Северного потока-2", то здесь очень заметна отрицательная роль еврокомиссаров.

Таким образом, значительную долю вины, как я понимаю, и политики, и население, и бизнес Европейского союза возложат на Еврокомиссию. И это будет очень большим минусом для евроинтеграции, а также одним из дополнительных поводов для распада Европейского союза. Конечно, какие-то меры предпринимаются, будут предприниматься. Я уверен, что будет смягчено отношение Еврокомиссии к проектам обхода территории Украины — к "Турецкому потоку" и к "Северному потоку-2".

— Можно рассчитывать на то, что Европе в итоге надоест иметь дело с таким неблагонадежным транзитером — Украиной? А Брюссель переориентируется на альтернативные пути доставки российского топлива в страны Евросоюза?

— Я считаю, что как нет единой Америки, которая в виде дяди Сэма сидит на какой-то приступочке и курит трубку из кукурузного початка, так и нет единой Европы. Есть масса группировок, у которых разные интересы. Безусловно, есть Брюссель, который в основном идет в русле американской политике — постоянно меняющейся и нестабильной. Есть европейский бизнес, который твердо стоит за интеграцию с Россией, за отмену всяких санкций; за то, чтобы построить обходные газопроводы и гарантировать поставку энергоносителей в Европу. И есть население Европы, которое не хочет думать ни о бизнесе, ни о еврокомиссарах, ни о евроинтеграции. Хочет только, чтобы дома было тепло, а газ был недорогим. Для них это самое главное, они являются главной силой в Евросоюзе. Безусловно, они будут очень сильно влиять на политические процессы внутри Европы.

Сейчас ситуация такова: только что закончился отопительный сезон и, казалось бы, настало относительно спокойное время для поставок газа в Европу. Но я хочу напомнить, что если наступит летняя жара, то потребление газа тоже сильно подскочит. Кондиционеры потребляют газа больше, чем отопления. Европа может посидеть спокойно несколько недель, а если ударит жара — будут проблемы. Если погода будет относительно прохладной, тогда слава богу, но Европе необходимо накапливать газ в подземных хранилищах.

Уже в течение двух лет летом они заполняют свои хранилища под завязку, потому что абсолютно не доверяют Украине. И в этом году, скорее всего, будет то же самое. Что касается Украины, она после этого отопительного сезона, после почти полного распада энергетического сектора и промышленности — существует вообще непонятно каким образом.

Я думаю, что мы этим летом увидим какие-то очень серьезные подвижки в украинском социуме — в частности, направленные на распад Украины. Но я не политолог. Все, что я могу сказать: они в течение нескольких лет фактически не финансируют регламентные работы и ремонт своей газотранспортной системы. И без всяких политических проблем, просто за счет того, что не выполнены работы по обслуживанию газовых сетей, скорее всего, транзит прекратится. Причем прекратится раньше, чем думали. Европейские специалисты и эксперты специально обследовали несколько раз газотранспортную систему Украины, делали вывод о том, что она просуществует до 2020 года. Но сейчас видно, что она может закончить свое существование уже этим летом.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня