Сергей СИЛЬВЕСТРОВ – о путинской стратегии экономической безопасности России

Президент Владимир Путин утвердил стратегию экономической безопасности России на период до 2030 года.

Главная задача — предотвратить кризисные явления в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также не допустить снижение качества жизни граждан. Кроме того, она предусматривает совершенствование механизма ответных мер в случае западных санкций.

Стратегию разработали как ответ на новые вызовы и угрозы национальным интересам страны.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к проректору Финансового университета при правительстве РФ, доктору экономических наук, профессору, заслуженному экономисту России Сергею Сильвестрову.

— Правительству РФ поручено разработать в трехмесячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение. Документ призван предотвратить кризисные явления, дать ответ на новые вызовы и угрозы национальным интересам страны. Как прокомментируете данный указ?

— Начнем с того, что стратегия экономической безопасности является развитием той стратегии, которая принята в конце 2015 года. Это стратегия национальной безопасности в целом. Стратегия национальной безопасности рассматривается по различным приоритетам. Один из них — экономика. Естественно, что экономика должна быть устойчивой, обеспечивать качество роста, жизненный уровень. Устойчивость и предполагает безопасность, которая находится под влиянием различных факторов, — как объективно, так и субъективно. С одной стороны, это факторы внутренние, с другой — внешние. Действует большое количество факторов, на которые мы воздействовать со своей стороны, даже проводя разумную экономическую политику, учитывая тенденции экономического роста, не в состоянии. Наша экономика весьма открыта, принадлежит к одной из самых открытых экономик мира.

Кроме того, она является не очень идентифицированной. Это вещи достаточно банальные и хорошо известные. Тем не менее наш бюджет, наши финансы, наши товарные массы зависят в значительной степени от внешних факторов. Неслучайно мы каждый день слышим такие темы, как цена на баррель нефти, переговоры в Сирии, позиция ОПЕК и так далее. Дело в том, что практически свыше сорока процентов федерального бюджета формируется за счет внешнего фактора. И это приводит к тому, что слишком частые скачки вызывают большие колебания. Прежде всего нужно стабилизировать бюджет. Мы не можем планировать свое существование на длительный срок, планирование здесь затруднено. Естественно, мы должны прикладывать всяческие усилия для того, чтобы преодолеть действие внешнего фактора, который определяет нестабильность нашей финансовой системы в условиях высокой степени открытости российской экономики. Также это касается вопросов, связанных с тем, что мы не можем обеспечить наше инвестиционное высокотехнологическое развитие, потому что в значительной степени зависим от импорта высокотехнологичной продукции. Причем импорт этой продукции растет большими темпами, чем наш экспорт, который обеспечивает закупку этих импортных продуктов, необходимых для поддержания высокого уровня экономики и повышения производительности труда.

— Что нужно для этого сделать?

— Естественно, мы смотрим на эти показатели. Вводятся критерии оценки степени экономической безопасности. Специально разработаны несколько десятков показателей, которые позволяют ориентироваться людям, принимающим решение в области экономической политики, реализовывать задачи экономической политики — с тем, чтобы понимать, отчего возникает "красная зона", на что нужно обратить особое внимание; создать благоприятные условия для того, чтобы обеспечить устойчивость каких-то сфер нашей деятельности. Это необязательно директивный показатель, это показатель для ориентировки. 

— Прописаны ли в стратегии практические шаги и инструменты по предотвращению кризисных явлений в отечественной экономике, которые противодействую угрозам национальным интересам страны?

— Это индикативные показатели, которые позволяют ориентироваться в определенном поле деятельности. Дальше нужно идти в федеральные органы исполнительной власти, которые сами определяют соответствующие локальные направления в области развития промышленности: куда двигаться, в каких масштабах, в каких границах, сколько затрачивать ресурсов. Это базовые вещи для стратегии.

— Имеются ли планы по совершенствованию стратегии, если возникнет такая необходимость?

— Стратегия это предусматривает, предполагается корректировка в том числе.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить