Виталий ЕФИМОВ – о плюсах и минусах невозвратных билетов

По мнению экспертов, невозратные билеты должны быть дешевле обычных на 30 процентов. Поправки ко второму чтению законопроекта, вносящего изменения в Устав железнодорожного транспорта, комитет Госдумы по транспорту и строительству рассмотрит в ближайшее время.

Если закон примут, то невозвратные билеты могут появиться в кассах уже осенью. При отказе от поездки менее чем за восемь часов, но не позднее, чем за два часа до отправления, пассажир может получить стоимость билета и 50% цены плацкарты, а при возврате билета менее чем за два часа до отправления поезда ему вернут только стоимость билета.

Новые правила предполагают сохранить в продаже и существующий сегодня тип билетов и вместе с ними продавать не подлежащие возврату проездные документы. Вернуть последние можно будет только при форс-мажорных обстоятельствах: из-за болезни или несчастного случая, при задержке поезда.

Ко второму чтению законодатели внесут в закон ряд поправок, которые ужесточат требования к перевозчику и защитят права пассажиров. Должны продумать все до мелочей, в том числе и то, каким будет соотношение возвратных и невозвратных билетов.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к первому заместителю комитета Государственной думы по транспорту и строительству Виталию Ефимову.

Документ вынесут на одно из майских заседаний палаты. Если закон примут, невозвратные билеты могут появиться в кассах уже осенью. Так ли это?

— Невозвратные билеты на железнодорожном транспорте — здесь можно судить, как и об авиации — в этом есть плюсы и минусы. С одной стороны, я летаю в Саранск, невозвратный билет стоит 3,5-4 тысячи, а возвратный — 13,5 тысячи. Видите, какая разница. Но зато сдать нельзя. Здесь есть плюсы для пассажира: он может дешево лететь; есть минусы: он его не может сдать. Но есть еще у пассажиров и другие опасения: те убытки, которые несет на невозвратных билетах, компания может закладывать в эти 13,5 тысячи. Ведь какая цена: в три-четыре раза выше! Компании выгодно, что у нее пассажир пойдет на самолет. Есть пассажиры, которым недоступна эта ценовая категория: 13 тысяч не каждый может заплатить. В железнодорожном транспорте, если говорить на опыте авиации, часть билетов будут дорогие, а часть — дешевые. Но зато люди, может быть, будут больше их покупать; как следствие — раздвинут пассажирский рынок. У нас же есть дешевые билеты на железной дороге: сидячие, плацкартные, в общих вагонах.

— То есть у людей появится выбор?

— Что нас беспокоит — это бесконтрольное дело. Авиакомпаний много, они здесь как-то конкурируют, а РЖД — одна. Она сделает сейчас невозвратными билеты, которые продаются за три тысячи до Саранска, а возвратные будут стоить шесть или девять тысяч. Будем смотреть, каким образом контролировать, ведь это единственная монопольная компания. В авиации можно говорить, что есть рынок, хотя в Саранск летает одна компания. Но зато в Москву летает — сколько компаний! Есть проблемы, которые надо заложить в закон, хотя это очень сложно.

— Предстоит еще этап совершенствования законопроекта? Какие поправки планируется внести в документ?

— Здесь сложный механизм. Надо понять, как нам все-таки защитить пассажира от того, что десять процентов билетов будут дешевые, а девяносто — вдруг подорожают. Но все точно будет реализовано, потому что это прогрессивная и правильная система. Другое дело, что бизнес обязательно на чем-нибудь наживется: для него главное прибыль. А у нас задача — защитить пассажиров, наших граждан России. Их кто еще будет защищать? Только депутаты.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить