Игорь БЕЛОБОРОДОВ: от налога на малодетность больше вреда, чем пользы

Президенту России предложено рассмотреть закон о поддержке многодетных семей и введении налога на малодетность.

Если закон будет принят, то это позволит к 2030 году решить проблему демографии и повысить статус многодетных семей, которых сейчас 1,5 миллиона.

По закону, многодетные семьи поделят на три категории: малоимущие (на обеспечении государства), зажиточные (на частичном гособеспечении) и состоятельные. Предлагается установить ежемесячные денежные выплаты в зависимости от количества детей: 25 тыс. для семей с тремя-четырьмя детьми, 45 тыс. — с пятью-семью и 100 тыс. рублей — при наличии восьми и более детей.

Другую часть поддержки предлагается оказывать в виде конкретных вещей или услуг. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.

"Тут предлагают ввести налог на малодетность. Во времена СССР этот налог назывался более точно: налог на бездетность. Был введен в ноябре 1941 года, составлял 6% от зарплаты (для сельского населения был выше) и отменен был только в 1992 году. Налог брали с бездетных мужчин с 20 до 50 лет и бездетных женщин с 20 до 45. Если рождался или усыновлялся ребенок, то налог прекращали взымать", — напоминает советник президента России Герман Клименко в своем телеграм-канале.

Он в шутку предлагает депутатам ввести не только налог на бездетность, но и "запрет на высшее образование для женщин", а "клубничкой на торте станет запрет абортов".

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к научному директору независимого Института семьи и демографии игорю Белобородову.

— Насколько целесообразно вводить в России данный налог в нынешних экономических и социально-политических условиях?

— Я считаю — и глубоко в этом убежден, готов доказать с помощью цифр и фактов, что эта мера в данных экономических и социально-политических условиях очень рискованна. Если отвлечься от этих условий, то мера в целом принесет больше вреда, чем пользы. Она вместо того чтобы привить в обществе положительное отношение к многодетности — или хотя бы лояльное на первых порах — сделает все, чтобы многодетных возненавидели еще больше.

Я не хочу сказать, что у нас в обществе поголовно ненавидят многодетных. Но то, что отношение к ним зачастую очень нехорошее, очень предвзятое, ассоциативное — такое, безусловно, есть. Их часто ассоциируют абсолютно несправедливо с маргиналами, с бедными людьми, безответственными. Это в обществе присутствует. И если бы у нас была высокая любовь к многодетности, то не было бы такой высокой доли малодетных семей. В России 65 процентов всех российских семей имеют всего лишь одного ребенка. И уже поэтому введение подобного налога — это наступление на государственное общественное большинство. Это чревато последствиями! Более того, это неэффективно ни с какой точки зрения. Нет ни одной страны и ни одного отдельно взятого региона, где налог на бездетность или на малодетность способствовал бы повышению рождаемости. Скорее, наоборот.

Эта идея, безусловно, вызовет очень сильный общественный протест, который перекроет все предлагаемые этим законопроектом и осуществленные государством меры положительного характера. Когда мы говорим о том, что надо приравнять семейный стаж к трудовому, — с этим я согласен. Написаны целые монографии о роли репродуктивного труда в экономику России. Но когда предлагаются меры репрессивного характера — непродуманные, вызывающий социальную дестабилизацию — это неправильно.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Обсудить