Кто решил, что русский трон займут Романовы?

Смута 17-го века породила множество претендентов на царскую корону. В этом «конкурсе» победил ничем не примечательный юноша Михаил Романов, который не блистал ни воинскими талантами, ни политическим чутьем. Он происходил из младшей ветви одного из древнейших боярских родов Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых. Михаил родился в июле 1596 г. в семье боярина Фёдора Никитича Романова и его жены Ксении Ивановны. Его прародителями были Андрей Кобыла, московский боярин времен Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого. Правил он 30 лет. Для сравнения Л.И. Брежнев был у государственного руля 18 лет. И только Сталин, Екатерина Великая и Николай I - 30 лет.  

Царь Федор Иванович стал последним в роде Ивана Калиты. Он умер в январе 1598 года, не оставив ни наследников, ни завещания. Так прервалась династия Рюриковичей. В период Великой Смуты на русский трон поочередно претендовали: оба Лжедмитрия; вдова Лжедмитрия I - царица Марина Юрьевна; многочисленная родня. Зимой 1611-1612 г. был создан «Совет всея земли» - подобие Земского собора: «из всех городов разных чинов выборные люди». Новое правительство одарило служивых людей жалованьем и поместьями, создав боеспособную армию во главе с князем Дм. Пожарским.

Судя по источникам, участники Земского собора выдвинули более десятка претендентов на престол: уже избранного Владислава, шведского принца Карла Филиппа (на фото), «ворёнка» Ивана Дмитриевича, бояр Федора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Федора Ивановича Шереметева и многих других.

 

6 декабря 1612 года - на Николу Зимнего - назначили Земский собор, который открылся в праздник Крещения. Там заседали архиереи, иноки, приходские священники, выборные от московского и городского дворянства, казаки, посадские люди и даже черносошные крестьяне. Общие собрания происходили в Успенском соборе Кремля, а предварительно в отдельных палатах собирались духовенство, бояре, служилые, посадские и уездные люди.  

Шутка истории. Призванную восстановить порядок в стране династию избрали казаки. «И приидоша атаманы казачьи и глаголеша к бояром: «Дайте нам на Росию царя государя, кому нам служити». Боляра же глаголеху: «Царские роды минушася, нона Бога жива упование возложим, и по вашей мысли, атаманы и всё войско казачье, кому быти подобает царём, но толико из вельмож боярских, каков князь Фёдор Иванович Мстиславской, каков князь Иван Михайлович Воротынский, каков князь Дмитрей Тимофеевич Трубецкой». И изобравше посланных от вельмож и посылая ко граду Костроме ко государю князю Михаилу Фёдоровичу». Михаила Романова избрали царём 21 февраля 1613 года.

Михаил Фёдорович был внучатым племянником первой жены царя Ивана Грозного Анастасии Романовой, а его отец, Фёдор Никитич Романов, приходился двоюродным братом царю Фёдору Ивановичу. Для тогдашнего обывателя принцип престолонаследия, основанный на родстве, был залогом устойчивости династии. Автор «Повести о победах Московского государства» писал: «Во 106 (1598) году благочестивый государь повеле пред себя принести богоизбраннаго царя и великого князя Михаила Федоровича. Благочестивый же государь царь и великий князь Феодор Иванович возложив руце свои на него». Неважно было ли так, но народ тогда верил в это.

Начинал первый из Романовых с непопулярных фискальных мер, которые не требовали большой предварительной проверки налоговой истории и состоятельности плательщиков. Попытка сбора так называемых «запросных» денег, т. е. добровольных ссуд у наиболее богатых людей.  

 

По факту соправителем Михаила Романова был его вернувшийся из плена отец, в 1619 году избранный патриархом Московским и всея Руси под именем Филарета. Филарет был не только авторитетом для сына, но и его главным советником в делах государственных. Богомольный сын совершал поездки по ближним и дальним обителям - в Троицу, Николо-Угрешский или Симонов монастыри. Иногда устраивали царскую охоту, а стрельцы «тешили» царя, паля «по шапкам из луков и пистолей». Михаил Фёдорович брал с собой на охоту своего сына, царевича Алексея.  

 

Михаилу Романову и его отцу не удалось отбить у поляков Смоленск. В 1632 году московские полки под рукой боярина Михаила Шеина перешли польскую границу и им сначала сопутствовал успех. Голод, эпидемии и смерть Филарета заставили начать переговоры, на которые поляки, страдавшие от подобных напастей и застрявшие под стенами крепостей Белая и Вязьма, охотно согласились. По возвращению в Москву воевода Шеин и второй воевода Измайлов были казнены. За взятку в 20 000 рублей гордый польский король Владислав отказался от притязаний на русский престол и признал Михаила Романова законным царем.

 

Михаил Фёдорович строил Дом Романовых, осторожно выводя Россию из Смуты. При нём страна обрела единство и законную власть. Однако духовно-религиозный подъём не нашел выражения в юридических установлениях, которые регулировали бы отношения власти и подданых. Возможно в то время страна нуждалась именно в таком царе - хорошем сыне, муже и отце, образце христианской добродетели, любителе разводить розы, а не ярком политике по сравнению с Иваном Грозным или Борисом Годуновым. «От «государева батюшки» Филарета Никитича до его великого правнука Петра все первые представители династии Романовых одинаково были проникнуты стремлением к государственному и народному благу», - писали в 1912 г. русские историки.

Популярные альбомы