Сергей ПИКИН – об активизации строительства и перспективах "Турецкого потока"

"Газпром" стягивает силы на "Турецкий поток" в Черное море. Так, 327-метровое трубоукладочное судно Audacia уже вышло в Черное море. MarineTraffic сообщает, что 4 мая оно должно прибыть в Анапу.

По данным "Газпрома", работы по укладке 910 километров первой нитки магистрали из России в Турцию начнутся летом. В российском порту начнется подготовка к началу строительства морской части газопровода "Турецкий поток".

В "Газпроме" заявили о готовности двух микротоннелей на побережье Краснодарского края — для начала строительства морской части газопровода. Отметим, что в Черном море из России в Турцию уже проложен один газопровод — "Голубой поток". Его "Газпром" построил в 2002 году. По магистрали протяженностью 1213 километров в прошлом году подали около 13 миллиардов кубометров газа. Две нитки газопровода "Турецкий поток" обеспечат поставки 32 миллиардов кубометров газа в год в обход Украины.

Украинские эксперты полагают, что строительство и одной ветки газопровода станет существенным ударом по стране: приблизительно 15 миллиардов кубометров транзита из 70 миллиардов кубометров текущих. По оценкам, это очень большая сумма.

После ввода в эксплуатацию двух новых обходных магистралей "Газпром" планирует снизить транзит через Украину до 15 миллиардов кубометров в год: их будут поставлять на Балканы.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к директору Фонда энергетического развития Сергею Пикину.

— Какие рынки обеспечит в перспективе "Турецкий поток" голубым топливом?

— Пока речь идет только о первой нитке, а ее предназначение — для внутреннего рынка Турции. О второй нитке речи еще нет. Дело в том, что без гарантий того, что будет построена инфраструктура со стороны стран Европейского союза, заниматься прокладкой второй нити вообще никакого смысла нет. Как следствие — пока тянется одна нитка в сторону турецкого рынка.

— Имеются ли на данный момент политические риски для газопровода "Турецкий поток"?

— Я считаю, что нет. Политические риски были сняты. По экономике проект более легкий, чем ранее планировался "Южный поток" и "Турецкий поток" — в полном объеме. Турецкая сторона решила взять финансовые обязательства по прокладке сухопутного провода на себя. "Газпром", по сути, тратит деньги только на морскую часть.

— Эта тема еще не снята, поскольку звучала на переговорах между турецким и российским лидерами?

— Я думаю, что они просто сверили графики, обсудили, в каком темпе идут работы. Я не считаю, что там есть какие-то проблемы. Может быть, поднимался вопрос про скидки, так как ранее он так и остался подвешенным в воздухе.

— Позволит ли "Турецкий поток" минимизировать экономические риски, связанные с транзитом топлива через Украину?

— Я бы не говорил о том, что это напрямую связано с проектом. Да, можно говорить, что когда эта нитка заработает, то Трансбалканский газопровод может несколько снизить нагрузку. А сам Трансбалканский газопровод питается только как раз от украинского транзита. То есть это может быть, но сама по себе нить — это порядка 15 миллиардов кубометров в год. Это хорошая величина, но вряд ли возможно что-то сделать через Трансбалканский. Напрямую я бы так не связывал. Связь определенная есть, но не такая, как, например, с "Северным потоком-2".

— Что можно сказать о второй нитке газопровода? Можно ли рассчитывать в ближайшей перспективе на начало какого-то движения ЕС по пути ее строительства?

— Нет, со стороны ЕС пока никакого движения нет.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Обсудить