Василий КОЛТАШОВ — о прогнозе роста российской экономики на 2017 год

Экономика РФ в 2017 году вырастет на 1,1% на фоне "относительно высоких цен на нефть".

Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) представила в Бангкоке ежегодный доклад. Его авторы назвали главной причиной роста экономики РФ относительно высокие цены на нефть. Именно они спроектируют экономический рост в России — на 1,1% в 2017 году после прошлогоднего сокращения на 0,2%.

Авторы делают свой прогноз: рост развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона на 5 и 5,1% в 2017 и 2018 годах. Отмечается, что в прошлом году рост был зафиксирован на уровне 4,9%.

"Умеренный экономический рост в АТР сталкивается с рисками растущего протекционизма и глобальной неопределенности в регионе", — считают авторы доклада.

Именно эти факторы "могут привести к снижению регионального роста на 1,2 процентных пункта".

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что российский премьер Дмитрий Медведев доложил президенту Владимиру Путину о том, что экономика страны вошла в стадию роста. Такая тенденция, по словам Медведева, наблюдалась еще в конце прошлого года. Он отметил, что рост промышленного производства составил 1,3%.

Премьер-министр добавил, что можно говорить о позитивном сценарии развития экономики. Также стало известно, что Международный валютный фонд (МВФ) изменил свой прогноз по нашей стране. Эксперты ожидают в текущем году роста экономики на 1,4%.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к руководителю Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василию Колташову.

— Эксперты ООН прогнозируют рост российской экономики в 2017 году. О чем вам говорят данные авторов доклада ЭСКАТО?

— Рост в таком размере — это возможно. Большого ума не нужно, чтобы это спрогнозировать. Если ситуация резко не ухудшится, можно уже сказать, что у нас будет такой экономический рост — в районе одного процента. Но это же рост ниже уровня статистической погрешности — в целом очень спорный. "Нарисовать" такой рост можно. Но причины, которые они определяют, вызывают сомнения. Повышение цен на нефть, во-первых, уже закончилось. Похоже, есть явный застой, даже некоторый отскок цен, движение вниз — от 55 к 51 доллару за баррель. И это происходит неслучайно: идет одновременно сокращение добычи, ОПЕК старается не допустить хотя бы падения цен на нефть. А уж о долговременном сильном росте речь не идет. Скорее всего, мы исчерпали действия того фактора, на который авторы опираются в своем прогнозе. Но этот фактор не такой уж и хороший. Дело в том, что резко увеличились импорт и доля импортных товаров. Это создает условия для того, чтобы внутренние производства сокращались или не росли. Как следствие — выигрывают импортеры.

— Авторы доклада также прогнозируют рост развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Но этот умеренный экономический рост в АТР столкнется с рисками растущего протекционизма и глобальной неопределенности в регионе. Что это значит? Как отразится на России?

— Протекционизм провозглашен американским президентом в качестве основной политики. Даже если само слово "протекционизм" Трамп старается не упоминать, то стратегия в целом является протекционистской. Возможно, победа Марин Ле Пен способна расколоть Евросоюз и создать новый европейский блок с протекционистской политикой, потому что это единственный способ стабилизировать и вывести экономику из кризиса.

Я бы говорил о протекционизме, скорее, не региональном, связывающем страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Может быть, американцы постараются добиться ограничения на поставки китайских товаров, как-то "поломать цепочки" — именно на это намекают авторы доклада. Хотя это очень сомнительно. Я думаю, речь может идти только о протекционизме в рамках рынка. Когда Евросоюз меняется, Франция и Англия будут проводить протекционистскую политику. Россия может сделать такой поворот, если у нас какие-то произойдут изменения. США во главе с Трампом пытаются; это новая повестка дня, протекционизм возвращается.

Какой бы экономический рост ни прогнозировали, он объективно упрется в протекционизм: это неизбежно. Но сейчас можно говорить, что там будет негативно влиять общее замедление Китая. Если китайская экономика не сокращается официально, то темпы роста она теряет каждый год. Через некоторое время это чревато открытым промышленным кризисом в Китае. Мы его просто увидим. Тогда уже не будет роста.

— Значит, нам радоваться особо нечему?

— Очень спорны любые позитивные прогнозы: ситуация остается неопределенной. В лучшем случае - будет болтаться в подвешенном состоянии. Правительству удастся изобразить или получить небольшой рост экономики. На самом деле - состояние застойное. Среди причин не указаны те, которые могут действительно вывести экономику на подъем.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Обсудить