Донбасс: три года крови и слез

Секретарь Совета национальной безопасности Александр Турчинов считает, что главное в украинской операции в Донбассе — случайно не проскочить границу с Россией. Такой фразой человек, фактически развязавший войну, "отметил" трехлетнюю годовщину так называемой "антитеррористической операции".

7 апреля 2014 года Александр Турчинов, тогда исполнявший обязанности президента Украины, объявил о создании антикризисного штаба и о том, что "против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия". А 14 апреля на сайте президента Украины был размещен текст указа № 405/2014 о начале антитеррористической операции на востоке Украины: "Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины". Указ вступил в силу со дня опубликования.

Поводом стал захват административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске противниками киевских властей. Разумеется, ни Турчинов, ни другие украинские политики не увидели никаких параллелей с ровно такими же захватами зданий органов власти в западных областях страны за пару месяцев до апрельских событий. Хотя, по большому счету, отсчет войны на Украине следует вести именно с того времени, еще до бегства Виктора Януковича.

Спустя три года Турчинов рассказывает, что задача Украины — метр за метром, километр за километром, минимизируя потери, продвигаться на восток, а после "освобождения территории" и закончится так называемая "АТО".

"У нас нет другой альтернативы, кроме как побеждать. Прошлый год был первым, когда мы не сдали ни одного метра земли, а наоборот, приобрели десятки километров", — сказал Турчинов. Минские соглашения? Нет, не слышал.

Три года назад Турчинов и Ко также рассчитывали быстренько справиться со смутьянами на востоке Украины. Но тогда помешала Россия. Мешает и сейчас — по версии украинских властей, именно российская сторона срывает выполнение Минских соглашений. А так-то, мол, если б не Москва, то мы бы уже давно — а вот каким образом видится развитие событий в Киеве, сказано выше. К слову, напомним еще раз, в тексте соглашений Россия упоминается только единственный раз — в примечаниях, в пункте относительно развития связей между Донецкой и Луганской областями и соседними регионами РФ.

По словам секретаря СНБО, Украина уже до конца мая 2014 года могла бы справиться с сопротивлением в Донбассе. Как бы это происходило, можно представить по недавно окончившемуся процессу над боевиками батальона "Торнадо", которых на Украине обвинили в многочисленных преступлениях и приговорили к длительным срокам заключения. То есть даже украинские правоохранительные органы не смогли замять это дело. Ну а в случае "блицкрига" таковое едва ли бы возникло — победителей не судят, не так ли?

Возвращаясь к событиям трехлетней давности, стоит напомнить, что эскалация случилась не сразу после объявления "АТО". Спустя две недели произошла трагедия в Одессе, после которой всем противникам киевских властей стало понятно, что договориться о чем-либо вряд ли получится. Хотя нынешний президент Украины Петр Порошенко той же весной обещал покончить с конфликтом за две недели, называя себя "президентом мира, а не войны". Спустя три года — более десяти тысяч погибших, по оценке ООН, более 22 тысяч пострадавших в ходе конфликта, более полутора миллионов беженцев, выехавших в Россию или другие области Украины. Ну а сам "президент мира" уже давно не вспоминает, что обещал быть таковым.

Надо заметить, что некоторые видные украинцы не во всем согласны с идеей секретаря СНБО о "завершении АТО" на границе с Россией. Вот, например, Михаил Саакашвили предложил "соорудить большую стену, отгородится от оккупированной части Донбасса и сконцентрироваться на остальной Украине". Что стены на Украине строить умеют, отлично продемонстрировал бывший премьер-министр Арсений Яценюк, который три года назад начал ограждать свою державу от гибридной угрозы с востока "Европейским валом". Искусная фортификация поражает воображение, поскольку большая ее часть выполнена по уникальной технологии "стелс".

Значительное упрочение финансовой независимости некоторых инициаторов "АТО" также не позволяет надеяться хотя бы на начало выполнения Минских соглашений. Ведь финансовая независимость это такая штука, которая требует постоянной динамики, причем со знаком плюс.

Напомним и еще об одном "ноу-хау" той поры — а именно, инициативе олигарха Игоря Коломойского, который обещал выплату десяти тысяч долларов за каждого сданного "сепаратиста". Правда, во что она воплотилась, неизвестно. Хотя позднее идея воплотилась на государственном уровне, когда улицы украинских городов "украсили" билборды с призывами сдавать "бытовых сепаратистов".

Спустя три года нет никаких признаков того, что стороны конфликта действительно способны договориться хотя бы о прекращении боевых действий. Хотя вот глава ДНР Александр Захарченко полагает, что 2017 год станет решающим.

"Учитывая динамику изменения внешнего и внутриукраинского контекста, у меня есть основания предполагать, что этот 2017 год станет решающим. Но параметры контекста могут измениться. Соответственно, должны будут вноситься коррективы в прогнозы. Но не существенные", — сказал Захарченко в пятницу в ходе прямой линии с жителями Украины.

По его словам, есть определенные признаки, которые позволяют ожидать "скорого конца этого дурдома". Он отметил, что "майданный проект не прижился в международном окружении", сообщает РИА "Новости".

"Запад ставил себе задачи по отношению к России, в которых Украина использовалась как инструмент. Сегодня становится очевидным, что задачи, которые ставил перед собой Запад в отношении России, не выполнены и, более того, невыполнимы. Так что будет пересматриваться и инструментарий. Запад не будет платить деньги просто так", — считает глава ДНР. Посмотрим, насколько эта точка зрения окажется правомерной.

Читайте также:

Политическая шизофрения Украины крепчает

Киев узаконил разбой и беззаконие

Константин ЗАТУЛИН: "У России был способ не допустить Майдан"

Война по-киевски: терроризм и блокада

Кого засыплет обломками Украины?

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *