Фумигаторы: включать нельзя отставить

С насекомыми борьба — больше пользы иль вреда?

В последние годы накопилось немало исследований, авторы которых утверждают, что содержащиеся в самых популярных средствах борьбы с комарами пиретроиды способны нанести немалый вред детскому организму. Что делать? Нужно ли срочно искать замену фумигаторам и противокомариным кремам? А может, стоит просто более взвешенно отнестись к подобным "страшилкам", трезво оценив степень возможного вреда и от инсектицидов, и от укусов крылатых кровососов?

Одно из последних сообщений относительно вреда антикомариной "химии" принадлежит авторству ученых Чжэцзянского университета из Китая. Обследовав более 500 мальчиков от 9 до 16 лет, они обнаружили у тех из них, чья моча содержала повышенные концентрации метаболитов распространенных пиретроидов, склонность к ускоренному половому созреванию за счет повышенной выработки способствующих этому гормонов.

Собственно, сама по себе эта новость могла бы вызвать разве что улыбку. В самом деле, половое созревание парней — это такой интересный процесс, который зависит отнюдь не только от гормонального статуса. Но и от среды, в которой вращается мальчик, его интереса к пикантной "клубничке" в Интернете в виде соответствующих страниц, форумов, картинок и многим другим больше социальным, нежели чисто медицинским факторам. В итоге при сходном гормональном фоне "домашний" ребенок может трогательно считать, что его "нашли в капусте", а его более "уличный" сверстник уже будет хвалиться друзьям насчет того, как он "стал мужчиной". Да и вообще, акселерация, ускорение взросления подрастающего поколения, давно является характерной чертой последних десятилетий.

Однако китайские исследователи напоминают и о том, что ускоренное половое созревание мальчишек чревато повышенной вдвое опасностью развития у них в зрелом возрасте рака яичек! Что, конечно, уже заставит немало родителей насторожиться, прежде чем включать вроде бы зарекомендовавший себя с положительной стороны фумигатор.

Подливают масла в огонь жрецы науки и с другой стороны земного шара. Так, весной прошлого года команда из исследовательского центра больницы штата Цинциннати в США опубликовала данные, согласно которым все те же пиретроиды могут вызывать синдром дефицита внимания и гиперактивности! Причем американцы превзошли в своих отчетах французов, которые ранее объявили, что антикомариные препараты вызывают грозный СДВГ только у мальчиков, — по новым данным, они не менее опасны и для девочек.

Еще в копилку жутких осложнений антикомариной химии пытаются внести снижение качества мужской спермы (интересно, как это коррелирует с ускоренным половым созреванием — при нем и сперма должна вырабатываться не только в более раннем возрасте, но и в более хорошем качестве?), а также немало других устрашающих моментов.

Что же делать с учетом всей этой информации несчастным родителям? Ведь как-то надо бороться с комарами, которые летом не дают житья не только взрослым, но и детишкам? В принципе, конечно, можно использовать и альтернативные способы борьбы с крылатой нечистью. От самых простых, как навешивание на окна эффективных противокомариных сеток, до продвинутых — будь то какой-нибудь ультразвуковой отпугиватель или народные средства, вроде листьев герани, мелиссы, пижмы, черемухи и т. п.

А для тех, у кого просто не хватает времени и желания заниматься всем этим "шаманством" (причем с сомнительной эффективностью — иначе чего бы человечество массово подсело на фумигаторы), есть еще один способ: просто спокойно поразмыслить, взвесив все плюсы и минусы.

Укусы комаров чреваты не только кратковременным зудом укушенного места, но и иногда яркими аллергическими реакциями. Эти насекомые могут переносить дирофиляриоз (паразитарное заболевание, которое можно подхватить от больных собак), клещевый энцефалит, болезнь Лайма и туляремию (заболевание, по симптоматике весьма напоминающее чуму). Те же китайцы недавно экспериментально доказали, что комары могут переносить и вирус гепатита В, который распространяется точно так же, как и его собрат, гепатит С, именуемый медиками "ласковым убийцей"; через кровь происходит заражение и ВИЧ.

С другой стороны, рост вероятности заболеть раком яичек в два раза, конечно, на первый взгляд выглядит смертельным риском. Но только на первый, потому что доля данного вида рака в общей распространенности этой болезни составляет всего два процента. Общая смертность от рака вообще — около 16 процентов среди всех причин смертности в целом. То есть риск подхватить рак семенников из-за пиретроидов — где-то на уровне 0,4 процента. Абсолютно несравнимо с другими факторами канцерогенеза — курением, неправильным питанием, да, наконец, той "химией", что мы дышим на улицах в виде автомобильных выхлопов и прочей дряни.

А есть же еще повышенный риск развития у ребенка СДВГ? Да, конечно. Но при этом не мешает помнить, что этот самый синдром даже многими западными психологами и психиатрами почитается откровенной выдумкой коллег, введенной в широкое употребление для оправдания педагогической запущенности трудных подростков псевдомедицинскими причинами, якобы требующими медикаментозной коррекции. Понятно, что давать "неподдающемуся" мальчику или девочке пригоршню нейролептиков всяко легче, чем прилагать к ним повышенные психолого-педагогические усилия.

Так что однозначный совет, как быть с популярными и эффективными средствами против комаров, фумигаторами исходя из вышеперечисленного дать трудно. Для более-менее надежного выбора надо, как минимум, дождаться официального вердикта служб, аналогичных Роспотребнадзору, существующих и в США, и в ЕС, эффективно следящих за безопасностью тех или иных продуктов или товаров для потребителей. А делать радикальные шаги на основе всего лишь публикаций в прессе отдельных, часто противоречащих друг другу результатов исследований, наверное, будет не самым лучшим решением.

Читайте также:

Как победить комаров, не навредив себе

Электрофумигатор опасен для человека?

Новый репеллент посадит комаров на диету

Дезодоранты опасны для здоровья, но безальтернативны

Дефицит внимания или ошибки воспитания?

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру