Ефим РАЧЕВСКИЙ: "Победа в Сирии, Олимпиада... Это сделал я — Ваня Тихонов из 11-б"

Современная школа: экзамен на зрелость

Насколько высок уровень образования в современной школе и от каких факторов он зависит? Корректно ли сравнивать нынешнее школьное образование с советским? Должна ли школа воспитывать или только учить? Какова роль ЕГЭ в выборе профессии? О разных оттенках современной российской школы "Правде.Ру" рассказал директор Центра образования "Царицыно" № 548 города Москвы, народный учитель России Ефим Рачевский.

— При социализме много внимания уделялось воспитанию, а потом все повернулось: при капитализме школа даже вместо обучения-просвещения стала просто предоставлять услуги, как какая-то прачечная. Насколько образование зависит от социально-экономического устройства?

— Конечно, очень зависит. Тогда не было такого, в советское время был Моральный кодекс строителей коммунизма. Сейчас в школе его не изучают, разве что какой-нибудь серьезный учитель истории об этом расскажет. Но дети, особенно пятиклассники, которые прошли через курс "Основы религиозной этики", вдруг начинают видеть в этом Моральном кодексе что-то общее с Нагорной проповедью.

Там Христос говорил, что не хорошо воровать, и здесь написано, что не хорошо воровать. Правда, не говорили о том, что если тебя стукнут по одной щеке, подставляй другую, и не призывают возлюбить врага своего, но очень много общего. Поэтому абсолютно бесспорно, школа — это идеологический институт, но она имеет счастливое свойство — очень медленно меняется. Это очень консервативный институт.

Что раньше не знали электрических утюгов и компьютеров, вовсе не значит, что в те времена образование было хуже или лучше. Это совсем не так. А до тех пор, пока мы будем кричать о том, что вчера было лучше, чем сегодня, и давайте вернемся назад или прыгнем в завтра, — до тех пор мы с мертвой точки не сдвинемся. Российское образование сегодня — одно из самых интересных и лучших в мире, практика показывает очень мощную динамику.

— А причитают все-таки многие…

— Причитают по разным причинам. Тогда было понятно, ибо было все намного проще. Сегодня надо применить большие усилия, чтобы понять современные школьные программы. Я часто встречаюсь с родителями, и мы постоянно это обсуждаем.

— То есть программы стали сложнее?

— Сложнее стали, информационных потоков стало во много раз больше, и их насыщенность все возрастает. Надо во всех этих потоках разбираться. Поэтому если ориентироваться на церковно-приходской вариант, воскресный какой-нибудь, либо земскую школу XIX столетия и говорить, что это было хорошо, а все гаджеты и программные продукты — это плохо, от дьявола, не чистое все, — тогда нечего говорить о том, что мы должны стремиться к какому-то лидирующему положению в экономике.

— А кем хотят быть современные старшеклассники? Какой-то тренд есть?

— Нет никакого тренда.

— Это хорошо или плохо? И зависит ли это от ЕГЭ?

— Что тренда нет — это нормально. С ЕГЭ некая логика связывается. Например, чтобы попасть в педагогический университет и затем стать учителем физики, надо помимо математики и физики выбрать еще обществознание. Но в целом совпадения очень условные. Социум, конечно, обладает каким-то чутьем, но не стопроцентным.

Все больше учеников выбирают физику — это хорошо. И все большее количество начинают выбирать математику и обществознание, информатику. Можно ли по этому выбору судить о перспективах рынка труда? Рынок труда не зависит от профессий, которые выбирают люди, на него влияют другие факторы.

Сейчас уже меньше выбирают иностранный язык, чем год-два тому назад. Это, на мой взгляд, как ни парадоксально, объясняется тем, что знание иностранного языка становится непременной атрибутикой любой профессии на сегодняшний день. В Москве все больше выбирают литературу. Но часто это связано с хорошими учителями.

При этом у детей очень смутное представление о рынке труда. Кстати, их родителей в меньшей степени дергает проблема вуза, нежели то, что будет после вуза. Поэтому рынок труда, его развитие — это сегодня одна из важнейших тем в школе.

— Болезненная?

— Болезненная, и школьникам надо помогать, потому что есть колоссальный спрос на профессиональную ориентацию начиная с класса шестого. Это точно совершенно. Мы каждый год выпускаем примерно 250 выпускников. Среди них все меньше и меньше курящих, меньше становится тех, кто не здоровается. Зато все больше тех, кто готов прийти тебе на помощь.

Среди них — все большее количество тех, кто реально и честно считает экологические проблемы одной из самых актуальных проблем. Они не хотят войны, а хотят мира. И среди них, вне зависимости от степени неуклюжести, с какой пытаются привить патриотическое сознание, все больше и больше не просто лояльных людей, а очень преданных Родине, всему тому, что связано с Россией.

Кстати, таким серьезным моментом были военные действия, Олимпиада в Сочи и общее положение нашей страны. Такое ощущение, что это делала не власть, не Путин, даже вместе с Россией, а это сделал именно я — Ваня Тихонов из 11-б, мы все вместе это сделали. Вот такие они.

Беседовала Лейла Мамедова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *