Сланцевая лихорадка погубит мир

"Газпрому" не нужен сланец

"Газпрому" не интересна "сланцевая лихорадка", охватившая весь мир, об этом сообщил член правления компании Олег Аксютин в Сингапуре. Почему? Неужто российские технологии не позволяют угнаться за "передовыми западными"? Нет — просто России, обладающей самыми большими традиционными запасами газа в мире, незачем тратить намного больше денег для его добычи еще и из сланцев. Да и природу жалко! Не то, что США и его сателлитам, вроде Украины…

Собственно, заявление Аксютина прозвучало во многом не столько изложением бизнес-планов российского газового гиганта, сколько весьма прозрачным "троллингом" в адрес "заклятых друзей" России и своего рода "эпитафией" их наполеоновско-антироссийских планов. Эти самые "заклятые друзья" еще несколько лет назад предрекали газодобывающей отрасли РФ жуткий кризис, а то и полный крах — ввиду "сланцевой революции", якобы должной позволить вытеснить российский газ с традиционных рынков, в первую очередь европейского. Ну а "мировыми гегемонами" этой самой "революции", как водится, были заокеанские США и Канада, которые принялись извлекать газ из сланцев с такой горячностью, что вскоре цена на него на внутреннем рынке резко упала, а излишки и вправду стали экспортироваться в Европу, тем самым снизив на несколько процентов прибыли "Газпрома".

Немного технических подробностей. Обычные газовые месторождения представляют собой, условно говоря, подземные "цистерны" с газом, находящимся там под высоким давлением. Чтобы забрать его оттуда, надо пробурить в земле скважину, доставить некоторое дополнительное оборудование — и можно начинать добычу ценного сырья.

Но "голубое топливо" может располагаться в земных недрах не только в "цистернах", но и, так сказать, "диффузно", вместе с другими горными породами, обычно с теми или иными видами песчаных пород, носящих название "сланцы". Чтобы добыть газ из таких "хранилищ", мало пробурить скважину, надо еще как-то заставить планету этот газ отдать. Для этого добытчики обычно закачивают под землю огромное количество специального раствора из более чем 500 компонентов, включая соляную кислоту, гуаровую камедь, легкие фракции нефти и т. д., которые начинают вытеснять искомое сырье к скважине. Технология эта носит название "фрекинга", или гидроразрыва. Впрочем, наука не стоит на месте — есть данные и о более щадящих способах такой добычи газа, правда при этом и более дорогих.

Понятно, что такое добывание газа лучше всего назвать "варварским" и "хищническим". Вся эта "химия" отравляет подземные воды, не только артезианские, но нередко и обычные водоносные горизонты. В США, например, многие фермеры обнаруживали в своих колодцах вместо воды некую горючую субстанцию, а иногда из них начинали бить самые настоящие потоки метана, вытесненные из-под земли не совсем туда, куда их гнали предприимчивые дельцы. По этому поводу иски к последним доходили до двух с лишним миллионов долларов.

Ясно, что такие технологии возможны в странах либо с почти полным отсутствием экологического законодательства, к коим относится и немалое количество штатов "цитадели демократии" (впрочем их количество всё же уменьшается — из-за протестов граждан), либо мелкие сателлиты США, готовые на всё, чтобы "избавиться от российской газовой зависимости". Однако и они далеко не все — лишь самые нищие. Польша, например, практически сразу взяла курс на покупку сжиженного газа из Катара (пусть вдвое более дорогого, чем российский). Румыния после краткого колебания отказалась от разработки своих сланцев тоже. А вот Украина после Майдана была очень даже не против добывать газ сланцевым способом, тем более что превращать в загрязненную пустыню предполагалось земли Донбасса. В организации соответствующей компании засветился даже теперь уже бывший вице-президент США Байден, все последние годы бывший главным куратором Киева от Вашингтона. Но на Донабассе у доморощенных и заокеанских "сланцевиков" по известным причинам не срослось.

Однако даже самый допотопный и дешевый "фрекинг" дешев лишь относительно — газодобыча с его участием обходится в среднем втрое дороже традиционной добычи. И причины тут даже не только в себестоимости самого метода. Дело еще и во многих других сопутствующих моментах. Например, в отличие от традиционных подземных "цистерн", запасы отдельных сланцевых месторождений на порядки беднее. Поэтому строить от них газопроводы к конечным потребителям бессмысленно — труба опустеет прежде, чем сможет окупить затраты на строительство. Разве что проложить что-то мелкокалиберное, рассчитанное на низкое давление и небольшой длины. Этакая "тюмень районного масштаба" — для потребителей в ближайших городках. Гораздо чаще же газ из сланцевых месторождений приходится вывозить машинами-газовозами, в лучшем случае железнодорожным транспортом, да еще сжижать при этом, что автоматически удорожает стоимость процентов на десять минимум.

Нет, конечно, пока цены на нефть были запредельно высоки, американские сланцевые компании могли позволить себе добычу "голубого топлива" по себестоимости в 150 долларов за тысячу кубометров — втрое выше, чем у сибирских месторождений. Ну а потребителям "в огородах" бурильщиков "сланец" обходился практически по той же цене, что и традиционный газ после дальней транспортировки. В связи с этим американцы и приловчились часть газа отправлять на кораблях-газовозах в Европу. Ну и в Японию, которая готова была еще в 2014 году покупать это сырье у Катара за 700 долларов за тысячу кубов.

Но вот с подачи Саудовской Аравии в мире случился нефтяной кризис — цены на "черное золото" упали с сотни долларов за баррель до 26. За ними вниз потянулись и цены на газ. И оказалось, что "сланцевая революция", о которой так долго говорили в "цивилизованном мире", оказалась полным "пшиком". Уже к началу 2016 года в той же Америке осталась от силы четверть от прежнего "революционного" числа буровых — всего несколько десятков. Они просто не смогли выдержать конкуренции не то что с далекой российской, но даже с местной газодобычей традиционными способами. А соответствующие "сланцевые" бизнесы иногда продавались новым владельцам за один доллар — и то, лишь потому, что на Западе традиционно относятся к "дармовщинке" настороженно, считая ее несерьезной для бизнеса. Так что хотя бы одна зеленая купюра с портретом президента в сделке по купле-продаже должна присутствовать.

Но, пожалуй, самый главный момент бессмысленности сланцевых проектов в России, кроме вполне понятной заботы государственной газодобывающей корпорации "Газпром" об отечественной экологии, состоит в процентном соотношении газовых запасов. Так, еще пять лет назад разведанные потенциально извлекаемые объемы традиционного газа оценивались в РФ в астрономические 105 триллионов кубометров, при том что годовая добыча этого сырья чуть превышает 600 миллиардов кубов.

То есть на полторы сотни лет с хвостиком их хватит без проблем — и это если не будет разведано новых месторождений, что звучит фантастикой. А сланцевых запасов у нас — всего около 15 триллионов кубов. Может, когда-то понадобятся и они, но пока сия затея не ко времени. Хотя, по словам Олега Аксютина, "Газпром" уже разработал вполне современные технологии добычи "сланца". Просто добыча с их помощью всё равно будет подороже, чем обычным способом.

А вот в США с газом явно похуже — там традиционные извлекаемые запасы составляют не больше половины от общих (около 37 триллионов из 75), остальное — это сланцевые месторождения. В Китае из 50 триллионов разведанных запасов "сланцев" — под 80 процентов, в Аргентине — больше 90 процентов. Вот им, похоже, и придется продолжать "сланцевую революцию" любой ценой — только это будет не от хорошей жизни. Что поделать — если какое-то сырье нужно позарез, то лучше иметь его подороже, чем не иметь вообще. Но на мировом газовом рынке покупатели, при возможности выбора, всё равно будут покупать то, что обойдется им дешевле — в данном случае газ традиционной добычи.

Потому поставки "Газпрома" в Европу и растут как на дрожжах. В 2016 году они выросли в сравнении с предыдущим годом на 12,5 процента. Даже традиционно одна из самых антироссийски настроенных стран ЕС Великобритания в прошлом году закупила нашего газа на 60 процентов больше (17,8 миллиарда кубометров). Это вдвое больше, чем Украина своего "реверсного", то есть тоже российского, только купленного у РФ европейцами. Впрочем, англичанам же не надо сидеть в холодных домах на фоне разваленной промышленности, так что им не до политических антипатий, главное — чтобы было тепло и предприятия работали. Также на 18 процентов выросли российские поставки во Францию, на 24 процента — в Польшу (видно, все-таки колется цена на катарский газ), на 38 процентов — в Австрию. А рекордсменом стала Дания — там рост составил 1,6 раза!

Так что кому-кому, а России сланцевая газодобыча в ближайшем обозримом будущем точно не понадобится. А конкурентов наши газовики будут обходить не горе-"революционными", а куда более дешевыми и экологически безопасными традиционными способами добычи газа. О чем, собственно, и заявил член правления "Газпрома" на форуме в Сингапуре.

Читайте также:

Океан нефти в Техасе: много шума из ничего

Россия прозевала две нефтяных революции

Эпоха "легкой" нефти в России ушла

Россию выручит крах сланцевой нефти в США

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить