Главная тайна азиатского турне Путина

Зачем Путин ездил в Среднюю Азию

Президент России Владимир Путин завершил свое среднеазиатское турне, в ходе которого он посетил Казахстан, Таджикистан и Киргизию. Подобные визиты главы государства — событие неординарное, они призваны решать стратегические проблемы. Наверняка так оно и было в этот раз, хотя официальные отчеты и материалы СМИ не дают никаких подробностей на этот счет. Попытаемся составить собственное мнение о том, зачем Путину потребовалось лично посетить эти страны.

Действительно, ощущается какое-то несоответствие между уровнем, статусом визита президента России и информацией о содержании и итогах его переговоров в Астане, Душанбе и Бишкеке. Сложно поверить, что Путин направился в регион только для того, чтобы отметить 25-летие установления дипломатических отношений с республиками бывшей советской Средней Азии. Вряд ли он предпринял турне и с целью укрепления экономических отношений, налаживания поставок таджикской сельхозпродукции на российский рынок, совершенствования мер поддержки интеграции киргизской экономики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). При всей безусловной важности этих и подобных вопросов, это не уровень президента.

В то же время в регионе есть несколько проблем, имеющих прямое отношение к интересам России. Для их решения действительно необходимо участие Владимира Путина.

Первая из них — это Афганистан.

Россия, равно как и среднеазиатские государства, заинтересована в создании системы эффективной безопасности перед лицом вновь нарастающей нестабильности в Афганистане. Сегодня становится ясно, что террористическая группировка ИГИЛ (запрещена в России) стремится расширить географию своих операций и афганское направление является для него одним их приоритетов.

По мнению Александра Крылова, руководителя Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, давшего интервью "Правде.Ру", России важно достичь максимально возможного взаимопонимания с государствами Центральной Азии: "Границы государств региона не прикрыты, местные государства не в состоянии их контролировать эффективно. Конечно, в этой ситуации террористические группы имеют все возможности проникать через их территорию и идти дальше".

Многолетнее присутствие западных, в основном американских войск в Афганистане не принесло удовлетворительных результатов. Мира и стабильности здесь как не было, так и нет. Появление ИГИЛ, а также неопределенность в стратегии новой американской администрации заставляют Россию и ее региональных соседей и союзников переходить к практическим действиям по обеспечению своей безопасности со стороны Афганистана.

Думается, что решение именно этой задачи обсуждали главы РФ, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Особо при этом нужно выделить Таджикистан, у которого самая протяженная граница с Афганистаном. И нельзя исключать, что в недалеком будущем последуют сообщения о новых инициативах, о создании новых механизмов противодействия "афганской угрозе".

Кстати, возможно, с участием Туркменистана, с президентом которого Путин пообщался по телефону, пообещав посетить с визитом и эту страну. Вот что по этому поводу сказал "Правде.Ру" эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Николаевич Верхотуров: "Туркменистан — это слабое место. Там сухопутная граница, а туркменская армия довольно слабая. К тому же Туркменистан не входит ни в какие военные блоки, и в случае чего, ему даже военную помощь будет оказать трудно". Поэтому без подключения Туркменистана в той или иной форме к реализации единой стратегии в Афганистане не обойтись.

Для реализации эффективной политики в отношении Афганистана необходимо создание условий для стабильности и предсказуемости в среднеазиатском регионе. Хотя в последние годы ситуация здесь несколько улучшилась, тем не менее представляется, что она пока далека от желаемого.

Прежде всего следует сказать, что этот регион, который в советскую эпоху представлял собой единый экономический комплекс, после развала СССР оказался не в состоянии сохранить это единство. В результате проявились острые противоречия в важнейшей сфере — водно-энергетической.

Эти противоречия заложены самой природой, географией: два государства — Таджикистан и Киргизия — расположены в горах, откуда в приаральские степи Казахстана и Узбекистана стекают реки Амударья и Сырдарья. Для "верхних" стран эти реки являются источником энергии: на них построены каскады ГЭС. В зимние периоды, когда потребности к энергии особенно велики, растет и сброс воды; летом же его сокращают, стараясь накопить воду к холодам.

Однако для "нижних" стран — Казахстана и Узбекистана — вода нужна именно летом для орошения. Зимой же она не только не нужна, но ее переизбыток приносит большой ущерб земледелию.

Чтобы урегулировать эти противоречия, региону требуется система управления водно-энергетическим балансом. Она стабильно работала в рамках СССР, но сейчас восстановить ее не удается. Для этого нужны ресурсы, нужен выход на более обширные рынки электроэнергии и сельхозпродукции, нужны специалисты. Во всем этом может помочь Россия. Очень хотелось бы надеяться, что потенциал сотрудничества с нашей страной в этой области будет, наконец-то, задействован в полной мере.

Конечно, без участия в этой работе такой важнейшей страны, как Узбекистан, не обойтись. Хотя в этот раз президент Путин не посетил Ташкент и не встретился со своим недавно избранным коллегой Мирзиёевым, тем не менее есть все основания полагать, что их встреча состоится в самом ближайшем будущем.

Таким образом, отвечая на вопрос о том, зачем Владимир Путин ездил в Среднюю Азию, можно с уверенностью сказать: цель его визитов заключалась в том, чтобы начать качественно новый этап в развитии отношений со странами региона. И уже скоро мы вправе ожидать больших перемен к лучшему в этой сфере.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить