"Из варягов в индусы": Куда приведет новый путь?

"Север — Юг": Россия проложит путь в Индию

Каковы перспективы развития Международного транспортного коридора (МТК) "Север — Юг", который должен соединить Северную Европу с Индией и составить серьезную конкуренцию Суэцкому каналу? Как коридор повлияет на политическую карту региона? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ Владимир Савченко.

Что вообще такое транспортный коридор?

— Понятие транспортных коридоров родилось не так давно. Транспорт — особая отрасль экономики, затрагивающая и машиностроение, и финансы, и новые технологии. Упрощенно, коридор — переход из одной точки в другую. И на этом переходе, на этом векторе развивается вся жизнеобеспечивающая экономика. В логистических центрах с одного вида транспорта товар перебрасывается на иной: железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, морской… Еще так обычно проходит и трубопроводный транспорт: газопроводы, нефтепроводы, есть даже воздуховоды.

Структуры, где в логистических центрах или терминалах товар перемещается с одного вида транспорта на другой, называются хабами. Развитие хабов сейчас — весьма актуальный вопрос. Сегодня в числе лидеров здесь Китай из-за первенства по вывозу продуктов. При этом по ввозу это вторая страна в мире, а по так называемым прямым инвестициям она вышла на третью позицию.

— Первое место по ввозу продукции занимают США?

— Верно. И китайцы там имеют большие долги по завозимым товарам. Именно поэтому в последнее время транспортными коридорами Китай занимается активно, есть даже понятие — Шелковый путь, Новый шелковый путь. Один пояс — один путь, который объединяет все направления. Китай поставил себе задачу одновременно развивать Север и Запад, чтобы разнопланово совершенствовать всю свою экономику, для чего необходим потребитель. Потому Китай начал активно развивать транспортные коридоры, вкладывать деньги в Киргизию, Туркмению, Казахстан, Армению.

Мы со своей стороны в советский период строили Транссиб, наши азиатские регионы получили доступ к транспортным артериям. А обретя самостоятельность, бывшие союзные республики продолжают движение вперед. И вот с помощью Китая и Российской Федерации там активно начали развиваться транспортные пути.

Сегодня есть программа по развитию инвестиций в Казахстане, построены дороги, выход к Каспийскому морю получили Узбекистан и Киргизия. Совершенствуется система морского транспорта на Каспии. Министерство транспорта России начало серьезно заниматься развитием пути "Север — Юг". В 2010 году в Деловом центре проходил на эту тему международный экономический форум стран СНГ с участием заместителей глав правительств.

— Можете привести примеры наиболее успешных и известных транспортных коридоров?

— Их довольно много. Коридор ТРАСЕКА начал разрабатываться в Азии в 1960-е годы. Он шел по СССР, но мимо России. Хотя Советский Союз распался, ТРАСЕКА развивали очень активно, потому что он проходит через СНГ, через ряд стран, богатых углеводородами — Узбекистан, Казахстан, Туркменистан. Китай активно подключился: нефтепровод из Казахстана в Китай — это тоже транспортный коридор. Еще действует газопровод из Туркмении в Китай. Вспомним и великий транспортный коридор — наш Транссиб длиной более 10 тысяч километров. Он начинается в Европе, продолжается сквозь всю Россию на Дальний Восток, а дальше идет в Монголию, Корею и Китай. Китайцы сейчас активно стали разрабатывать морские транспортные коридоры. Они участвуют в развитии пути Север-Юг, который проходит в основном через Россию от Европы до Австралии. Это структура уже действующая.

— В большом пути проблемы неизбежны?

— У нас сегодня, к сожалению, преобладает монопольный подход. При составлении программ чиновники выбирают участников процесса волюнтаристскими методами. А мы должны прийти к системности, в том числе и в транспортных стратегиях.

— Есть уже много действующих и запускающихся проектов транспортных коридоров: "Север — Юг", новый Великий Шелковый путь, Севморпуть… Надо их все понемногу развивать или сконцентрироваться на каких-то отдельных?

— Мы в силах развивать их все, и не понемногу, а весьма активно. Это касается и Северного морского пути, и модернизации Транссиба. Новый путь будет проходить через Россию, Казахстан, Белоруссию в Германию. Создана программа, где решаются в том числе тарифные вопросы. Глава нашего государства придает большое значение этим проблемам, назначил своего представителя. Россия — страна мощная, и все вопросы решаемы, только нужно видеть цель, стремиться к ней ответственно и компетентно.

— От участия в транспортных коридорах мы рассчитываем иметь дивиденды как транзитная держава или активизировать собственный экспорт, импорт?

— Все вместе. Это затрагивает такие вопросы, как транзит, как развитие машиностроения, как создание рабочих мест, как товарно-денежное обращение, как внедрение новых технологий, включая IT, электронный проход, учет товара, в том числе, использование ГЛОНАСС. Cистема охватывает огромный спектр вопросов развития.

Сейчас доставка и перевалка осуществляется в основном модулями. Модуль снимается с машины, контейнер снимается с самолета — и поехали. Взять, к примеру, голландский амстердамский хаб — самый крупный, самый всесторонний в мире, он перевозит не только огромный объем грузов, но также и лошадей, кур, каких-то любимых собачек…

— А все-таки в международном плане мы рискуем опоздать, если будем медлить? К примеру, когда Транстихоокеанское партнерство и китайские проекты заработают в полной мере? Может в итоге Россия остаться не у дел?

— Мы здесь немного уже опоздали. Развитие всех экономических подходов свидетельствует, что страны, которые не найдут свое место в мировой экономике, просто будут под чьим-то влиянием. Но у России, кроме риска, есть еще и преимущества, с которыми сегодня одни вынуждены считаться, другие же, сознавая эти преимущества, пытаются Россию куда-то задвинуть, отодвинуть, унизить. И все-таки наша судьба — в наших руках.

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*