Православная Русь: История и будущее

 

Не сочти с высоты своей это неправдой, башня Эйфеля!

Корни твои под Непрядвой!

Евгений Евтушенко

Архимандрит Василий Паскье (Пьер Мари Даниэль Паскье) родился в 1958 году в Шоле во Франции. В 1978 году поступил в греко-католическую общину на юге Франции, в 1980-м принял монашеский постриг с именем Василий. Учился в Духовном училище при монастыре св. Иоанна Предтечи в Пустыне (с курсом философии) и в Православном Богословском институте им. св. Сергия Радонежского в Париже. С 1980 года у него возникло и окрепло желание стать православным. В 1993 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II он был принят в общение с Русской православной церковью. В 1994 году по благословению Патриарха прибыл в Чебоксарско-Чувашскую епархию. Много способствовал оживлению культурной и духовной жизни в Алатыре. Почетный член города Алатыря. Председатель епархиальной комиссии по канонизации святых. Отец Василий — наместник Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах.

— Отец Василий, сегодня День Крещения Руси. Мы также чествуем сегодня святого Владимира. Как вы считаете, празднуют ли россияне этот праздник? Или это просто формальная пустая дата?

— Мне, конечно же, очень сложно отвечать за всех. Но я вчера, в канун праздника видел большую толпу прихожан, хотя это был вечер обычного трудового дня. Многие в отпусках еще. Но с моей точки зрения, наплыв народа соответствовал субботнему вечеру. Сегодня днем людей было поменьше, так как это обычное рабочее время. Как тут уйдешь с работы? Нельзя! У меня же еще прошла встреча с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

У нас тут в Чувашии 3 епископства, причем один из епископов прибыл вместе с митрополитом, чтобы сослужить ему в Новых Чебоксарах. Этот город был построен в 1970-е годы, так что речь идет о совершенно новом городском поселении, в котором уже проживают сотни тысяч человек. Там построено много новых церквей. Именно в этом городе я сослужил митрополиту и епископу. Надо сказать, что город строился по единому архитектурному плану, так что вокруг церквей много места, что позволяет собрать многотысячные толпы. После службы был Крестный ход. Мы вышли на площадь длиной аж в полкилометра. В конце площади стоит большая статуя святого Владимира. Мы со всей процессией направились к статуе и совершили молебен, как это всегда делается в подобных случаях. Причем солнце раскалило площадь. Нам было сложно. Но мы с паствой с честью выдержали это испытание.

Еще говорят, что в этот день родилась религия в России. Но не следует также забывать, что именно в этот день образовалось такое государство, как Русь. До святого Владимира и Крещения Руси ее как государственной единицы просто не существовало.

Для французов это равнозначно той миссии, которую сыграл Хлодвиг в 500 году: он превратил Галлию во Францию, крестив ее. Он также стал основателем первой династии христианских королей Франции. Это было за 500 лет до крещения Руси, но до руссов христианская религия дошла позднее, так как географически они были более удалены от границ Римской империи.

Есть у меня чувство, что День крещения Руси крайне важен для всех россиян. Я, кстати, поздравил также всех Владимиров. Их в толпе прихожан оказалось неожиданно много. Это тоже память — живая людская память! — о Крещении.

— Отец Василий, вы, будучи монахом греко-католической церкви, самостоятельно выбрали православие. Никто вас, так сказать, ни во что не обращал. Хотелось спросить, можно ли сказать, что православие сегодня распространяется по миру, что православные ведут миссионерскую работу, или же оно остается все-таки локализованным в определенном географическом ареале?

— Достаточно посмотреть на то, что происходит в России. Мы видим, что православие продолжает распространяться по миру, причем вроде бы вполне естественным способом. С крушением Османской империи этот процесс ускорился. Ну и потом были еще и греки, которые тоже, будучи торговой нацией, плавали во многие страны и везде несли свою веру. Также с началом XX века началось массовое переселение людей. Это происходило равно, как по политическим, так и по экономическим соображениям. Греки бежали из Анатолии. Вслед за ними прибыли и россияне, бежавшие от большевиков.

На все был промысел Божий. Я хочу уподобить эту эпоху исторической эпохе рождения Иисуса Христа. Тогда, когда он родился, Благой Вести было проще распространиться по миру. Почва была уже подготовлена. Так и сейчас распространению православия чудесным образом помогает свобода перемещения людей по миру. Те же россияне отправляются в отпуск за рубеж, покупают себе дома во Франции, Испании и других странах. Потом они нередко основывают новые православные сообщества и служат твердым ядром для пробуждения интереса у местного населения, которое желает узнать, что это за новое для них вероисповедание такое. То есть это не искусственные миссии, как у католиков, у иезуитов. Все делается естественным путем.

Как вы знаете, во Франции, после Ватикана-2, реформы Католической Церкви, многие католики не приняли новую службу. Они почувствовали себя потерянными. Им не понравился новый тип служения. Многие из них просто перестали ходить на службу. Во многих церквях не осталось священников, так как приходы зачахли.

Но существуют и просто православные сообщества, возникшие еще в белогвардейские времена. Во время престольных праздников в такие храмы люди приезжают издалека, зачастую покрывая расстояние до полутысячи километров. Многие из них приходят с корзинками с завтраком и после окончания литургии, как бы продолжают ее уже на улице, в парке, деля между собой по-братски хлеб насущный. Я говорю о православных приходах во Франции и считаю, что такое общение людей между собой очень важно.

Существуют люди, которые думают, что влияние России в мире ослабело. Но это не так. За счет православия влияние России только растет. Многие люди в наши времена, которые не были православными, стали ими. Да и вообще со времен взятия Казани Иваном Грозным были построены массово монастыри по тогдашним границам государства Русского. Эти монастыри закладывались во славу Святой Троицы, что очень важно. Ведь русские именно потому любят образ Святой Троицы, что она символизирует единство Бога в трех ипостасях. Россия же — сплав многих народов, слившихся в симфонию единого государственного пространства и православной веры. Мы видим, как образ Святой Троицы живет через века.

Теперь вот, в центре Парижа, у подножия Эйфелевой башни строится церковь Святой Троицы. То есть каждая православная церковь — это духовная территория России. Это движение позволяет бороться с русофобскими настроениями, которыми пытаются заразить европейское население.

— И вправду, на интернет-страницах православных русских церквей много комментариев со стороны просто местно-живущих людей, без всяких русских корней. Мой следующий вопрос касается страшного убийства католического священника во Франции, в 100 километрах от Руана. Думаете ли вы, что это была акция ИГИЛ (организации, запрещенной в России), или же это были обычные уголовники, одурманенные пропагандой ИГИЛ через интернет?

—  Для меня неважно, кем они себя считали. Для меня это ИГИЛ. Они принесли ему перед камерой клятву на верность. У ИГИЛ очень примитивный способ рекрутинга своих наймитов. В мою бытность в Иерусалиме я наблюдал это сам. Экстремисты-имамы отправлялись к уголовникам в тюрьмы, обращали там заключенных в свое учение, потом всеми правдами и неправдами доставали уголовников из тюрем, а они, в свою очередь, совершали теракты. То, на что они надеются по смерти — сексуальные утехи в раю и т. д. — полная чушь, так как нельзя наслаждаться плотски, не имея тела.

В том же, что касается священника, сейчас много приторных комментариев. Я же считаю, что он выполнил свою миссию на земле и достойно ушел. Он провел свою католическую литургию и принес после этого на свой алтарь не бескровную жертву, а собственную кровь! Так что ради него открыли, несомненно, обе створки райских ворот. В это нельзя не верить! Церковь первых веков родилась силой мучеников, открывших двери истории.

Но есть тут и чисто политический аспект. ИГИЛ использует религию в качестве инструмента, не более, воюя за пространство. Те, кто совершает теракты, это свежеобращенные невежи. Совсем недавно они ели свинину, упивались алкоголем, вели беспорядочную жизнь. Конечно же, они начинают все свои акты воплем "Аллах акбар!" Но это призывание богов было свойственно и язычникам. Это боевой клич, не более того, а вовсе не акт веры!

— Крестоносцы, топя Иерусалим в крови, в свое время кричали "Так хочет Бог!"

—  Среди крестоносцев было полно неверующих и бандитов, которым нечего было делать в рядах воинства Христова. Рыцари — движение двусмысленное. Но смешна и логика современных исламистов, которые якобы мстят сегодня европейцам за крестовые походы. Тогда арабы должны мстить Османской империи, которая принесла им гораздо больше бедствий, чем крестоносцы.

— Тем более, что мы же не мстим арабам за завоевание южной Франции. Вспомним: вплоть до Карда Мартела, то есть 70 лет подряд, Юг Франции вплоть до Пуатье был халифатом. Это было, начиная с VIII века. Возвращаясь к Иерусалиму, делает ли что-то Россия для защиты восточных христиан? Вы же жили в Иерусалиме более 10 лет, будучи там монахом…

—  Россия всегда принимала близко к сердцу судьбы этого региона. Материальные следы пожертвований Царской семьи и русских паломников видны в православных церквах и поныне. Русское историческое подворье в Иерусалиме свидетельствует об этом.

В Иерусалиме наших дней Россия должна также восприниматься, как православная страна, играющая свою роль на Ближнем Востоке. Правда, некоторые критикуют Россию за бомбардировки позиций — мол, там гибнет гражданское население. Но это не так. Ведь, когда хирург уничтожает опухоль при помощи лазерной пушки, он тоже бомбардирует больные клетки жестким излучением. Но здоровые клетки такое тонкое вмешательство не задевает. Так и Россия провела великолепную хирургическую операцию против опухоли ИГИЛ.

Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить