Великие: Вы бы не узнали их молодыми

Облик некоторых знаменитостей в нашей памяти вызывает портрет почтенных старцев с бородой. Хотя, будучи учеными или художниками, они делали свои открытия в молодые годы, но дожили до седин. Имя Дмитрия Ивановича Менделеева известно во всем мире, а вот его изображений в молодом возрасте практически нет. Тут дело не в отсутствии фотографии. Ее предшественник - дагеротип - появился в России, когда будущему открывателю Периодической системы элементов было больше пяти с половиной лет. В конце концов, сын директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа мог бы заказать портрет. Некогда было выдающемуся ученому просиживать штаны перед живописцами, время нашлось только на склоне лет.

Английский натуралист Чарльз Дарвин опубликовал труд всей своей жизни «Происхождение видов», когда ему стукнуло полвека. Окладистая борода в таком почтенном для XIX столетия возрасте лишь «старила» основоположника естественного отбора. А оставшиеся 23 года земного существования совсем не молодили члена Королевского географического общества, который первые свои наблюдения, впоследствии послужившие опорой его теории, сделал во время путешествия, будучи юнцом.

Льва Николаевича Толстого нельзя себя представить иначе, как босого дворянина с мужицкой большой бородой. Как же иначе может выглядеть «матерый человечище», написавший многопудовые романы вкупе с повестями? Вряд ли их напишет безусый юноша, которому впору сочинять вирши. А тут, батенька, проза!

Растиражированной является фотография седогривого Альберта Эйнштейна, где он хулиганит и показывает язык. Своего рода иллюстрация к сборнику «Физики шутят». Теория относительности создавалась, когда ее автору шел сороковой год. Но запомнится нам этот физик маститым мэтром, а не "юношей бледным со взором горящим".

 

В Советском Союзе демонстрировали многосерийный биографический фильм «Карл Маркс. Молодые годы». На какое-то время советский зритель получил представление о том, как выглядел основоположник марксизма. В основном в самых разных кабинетах висел иной Карл Маркс. Тот, о котором поэт Маяковский написал: «Вдруг разинул рот, да как заорет». Этот ставший классическим облик был запечатлен даже в скульптуре. На фото именно такой классический Маркс.

Второй в тандеме с Марксом - Фридрих Энгельс, именем которого учение не было названо «энгельсизмом». Может из-за неприятия религии? Ведь по-немецки Engel - это ангел. Сподвижника Карла еще реже можно было увидеть молодцеватым и с редким пушком на подбородке. Обычно его представляют пожившим мужчиной с тяжеловесной бородой, правда уступающей в объеме марксовой. Этот облик в СССР обрел черты классического.

Пожалуй, единственное исключение - команданте Фидель Кастро. Лидер кубинской революции ворвался в историю в возрасте Христа, 33-летним «барбудос», бородачем. Таким он и останется в памяти, не старым и хилым и не слишком молодым. А мужчиной в самом расцвете сил.

Трудно представить себе жирного борова с вечной сигарой во рту худеньким парнишкой, сражающимся в Южной Африке и Индии. Сэр Уинстон Черчилль запомнился большинству землян, кстати, и британцам тоже, именно крупногабаритным мужчиной с полным лицом. Можете смело сунуть под нос жителю островов снимок молодого вояки, писателя, историка и политика и сказать: «Это мой дедушка!» Вам поверят. Такого Черчилля уже никто не помнит.

Популярные альбомы