Алексей Кустов: Наших легкоатлетов подставили чиновники

Спорт: Нас ждет еще много грязных тайн?

Поедут ли российские легкоатлеты на Олимпиаду? Как вообще получилось, что наша команда оказалась в таком положении? Куда смотрела национальная федерация, власти, наконец? На эти и другие вопросы Pravda.Ru отвечает Алексей Кустов, в прошлом член президиума Всероссийской федерации легкой атлетики.

Алексей, объясните, что сейчас происходит вокруг нашей легкоатлетической команды?

— Ситуация очень запутанная и для спортсменов трагичная. 17 июня Совет IAAF единогласно высказался за дисквалификацию нашей легкоатлетической команды на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Это говорит о том, что IAAF нам больше не доверяет.

Сейчас многие твердят, что это некие политические игры. Я хочу опровергнуть этот тезис. Никакой политики в принятом IAAF решении нет, а наши с вами чиновники и депутаты просто пытаются "прикрыться" таким объяснением. О какой политике может идти речь, если прежний президент всероссийской федерации Балахничев и ее генеральный секретарь Бут с 2009 года "завозили" в IAAF деньги, а потом "закрывали" в РУСАДА положительные пробы? Экс-глава международной федерации Ламин Диак теперь под следствием. Наш же Следственный комитет 7 июня возбудил уголовное дело против Всероссийской федерации легкой атлетики, а 18-го — еще и против Григория Родченко, прежнего руководителя РУСАДА. Это тоже политика?

Вы спросите: "Где искать истоки нынешнего грандиозного скандала?" Понятно же, что на допинге сегодня сидят все: американцы, англичане, канадцы, кенийцы, эфиопы. Почему тогда под раздачу попали только мы одни? Вспомните истории последних лет с тренером ходоков Виктором Чегиным, бывшим старшим тренером сборной по легкой атлетике Алексеем Мельниковым, врачом команды Сергеем Португаловым, — и многое станет ясно.

IAAF, WADA шлют письма в адрес нашей федерации, ее руководителя Балахничева, министра Мутко о том, что подопечные этих людей регулярно попадаются на допинге, и раз за разом просят: "Примите какие-нибудь меры!" А что в ответ? Мы сделали вид, что прислушались к этим призывам, а на деле просто потеряли как минимум полгода.

Министр Мутко тогда по-простому высказался в духе: "Чегин — знаменитый тренер, тренер сборной, поэтому вы сначала докажите, что мы сидим "на игле", а дальше будем решать, что делать". В тот же день пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков это повторил, высказав, таким образом, и личное мнение, и, по логике вещей, мнение президента страны. И только на следующий день Путин лично вмешался, указав, что надо сотрудничать с заинтересованными ведомствами — Олимпиада на носу!

К сожалению, "поезд уже ушел", в IAAF всерьез взялись за поиск доказательств. Спортсмены, таким образом, фактически оказались в заложниках у чиновников. Скорее всего, ничего этого бы не было, если бы в свое время мы спокойно расстались с теми, кто в итоге оказался реально замешанным в неблаговидных поступках. Когда начались проверки, "допинговый след" в пробах потянулся за нашей федерацией, начиная с чуть ли не 2005 года.

Себастьян Коу, нынешний глава IAAF, естественно, обо всем был прекрасно осведомлен. Сам в прошлом великий спортсмен, двукратный олимпийский чемпион, он в этой ситуации не мог поступить по-другому. В некотором роде, он и сам оказался на положении заложника. И пусть теперь Следственный комитет, прокуратура разбираются, кто виноват: Чегин, Балахничев и компания, Мутко... Раз довели ситуацию до кипения, пусть теперь и ответ держат.

Международные спортивные чиновники активно ратуют за чистоту спорта. Вы верите в то, что западные функционеры борются именно за нее и что эту борьбу они начали с России только потому, что она очень показательный пример? Почему не с Ямайки, например? Ведь еще перед Олимпиадой в Лондоне в IAAF и WADA готовы были представить данные о том, что стероиды поставлялись на Ямайку…

— Потому что Мутко сказал, что, ну-ка, пусть попробуют теперь доказать свою правоту. Россия сама, своими руками, создала эту ситуацию. И что в ответ получила? IAAF взяла и пересмотрела пробы за 2005 год — в итоге получили 18 положительных. А дальше они проверят пробы и 2006-го, и 2007-го, и 2008-го, торопиться им некуда.

Но почему допинг в них выявляется только сейчас? Аппаратура более совершенная?

— Абсолютно верно.

Что в итоге будет с нашей легкоатлетической сборной? Ее допустят до стартов на Олимпиаде? Из заявления президента МОК Томаса Баха это как-то напрямую не следует….

— МОК фактически сохранил дисквалификацию. Спортсмены — те, кто пожелает, — могут судиться с IAAF. Но за всеми этими разговорами как-то на задний план ушла одна цифра: на сегодняшний день, по информации IAAF, в России уже дисквалифицированы 4027 (!) легкоатлетов. Это огромное число, хотя правды ради надо сказать, что оно вызывает вопросы: в список почему-то попали и фамилии спортсменов, уже ушедших из жизни. И снова никакой реакции со стороны наших чиновников!

Это из-за мельдония?

— Что касается мельдония, то это еще один прокол нашего министерства спорта. WADA совершенно открыто занялась этим препаратом еще с 2014 года. Почему наши чиновники пустили это дело на самотек, почему не сыграли на опережение? Почему сами не начали исследовать, сколько времени препарат сохраняется в организме? Спохватились только после того, как счет "закрытым" спортсменам пошел уже чуть ли не на сотни.

Что сейчас происходит во Всероссийской федерации легкой атлетики?

— "Чистку" федерации надо было начинать еще в начале года. Если бы сделали это, никакого скандала сейчас не было бы. Но мы пошли своим путем: взяли и почти всех переизбрали на новый срок.

Мутко, федеральный министр, зачем-то чуть ли не с головой влез в дела общественной структуры, и не просто влез, а фильтровал каждую кандидатуру. В итоге оставили Бута генеральным секретарем, Маслакова не убрали, Белобородова не убрали. Остается только рассчитывать на выборы нового президента федерации, но они пройдут уже после Олимпиады.

Не приведет ли эта ситуация к тому, что встанет вопрос и о самом Мутко: не стоило ли его заменить на кого-нибудь другого?

— Не хотелось бы это комментировать, президент сам должен решить, что с ним делать. Только мне кажется, что он будет держать Мутко до тех пор, пока мы не узнаем о себе еще много всего "хорошего" и "веселого". Ситуация-то будет только усугубляться.

Почему?

— Заканчивает расследование спецкомиссия, которая занимается Олимпиадой в Сочи. Я, естественно, не знаю, что там вскроется. Но если верить словам Радченкова, нас может ожидать немало сюрпризов. Наговорил он, конечно, много чего, но не стоит забывать, что он, вообще-то, высококлассный специалист.

А мы, вообще, можем иметь у себя "чистый" спорт?

— Мы обязаны его иметь. Правильно говорит Марат Бариев, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, что за допинг надо давать конкретные сроки. В Италии, например, за подобное дают пять лет. А у нас предлагают штраф: 30-50 тысяч рублей. Лилия Шобухова дала 450 тысяч евро за то, чтобы скрыть положительную пробу, — вот такие взятки проходят.

Можно сейчас что-то выигрывать на международной арене, будучи чистым спортсменом?

— Наверное, можно в каких-то специфичных видах спорта.

Значит, мы будем иметь чистых спортсменов, но ничего не выигрывать, как Италия. А выигрывать все будут американцы. Это нормальная ситуация?

— Нет, это нехорошая ситуация. Все должны играть по одним правилам — или все мы принимаем допинг, или не принимаем.

И что надо сделать, чтобы WADA обратила свое внимание на США?

— Так ведь и их сегодня дисквалифицируют, вспомните Лэнса Армстронга. Марион Джонс сдала пять олимпийских медалей, за лжесвидетельство отсидела в тюрьме…

— Мы говорим о широкомасштабной проверке американских спортсменов, подобной той, которой сейчас подверглись россияне.

— Еще раз подчеркну: широкомасштабная проверка началась только потому, что наши чиновники уперлись. Им просто надо было сделать то, о чем их просили, и признать свои ошибки. До чего вообще отношения в легкой атлетике дошли: нашим спортсменам предлагают чуть ли не "стучать" друг на друга, и тогда им будет "послабление". А Мутко только руками разводит: сам выпустил джинна и теперь не знает, что ребята, которые на той стороне баррикад, еще раскопают. Это сейчас они взяли паузу, а скоро пойдет настоящая "веселуха" — они возьмутся за лыжи, биатлон…

За всем, в итоге, стоит безответственность чиновников и функционеров от спорта, которые на протяжении многих лет просто зарабатывали деньги на спортсменах, прикрываясь разговорами о патриотизме и престиже страны. Почему все это терпели — другой вопрос. Но последние события показали, что продолжать так жить недопустимо.

Интервью к публикации подготовил Сергей Валентинов

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить