Прогноз относительно роста цен на продукты в России

Каких цен на продукты ожидать осенью

Август отметился серьезным колебанием курса валют, поэтому все с настороженностью ждут очередного скачка цен на продукты. Но будет ли это повышение? И если будет, то по каким категориям товаров? Свой прогноз относительно цен Pravda.Ru дал директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продтоваров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.

— Дмитрий, какой рост цен на продовольственные товары можно ожидать в первую очередь в связи с нынешним скачком курса доллара?

 - В ближайший месяц наверняка ничего не изменится. Ведь у нас есть свои грунтовые фрукты и овощи. Они в два-три раза дешевле, чем импортные. Есть дешевые корма, потому что сейчас соответствующий сезон, а корма через конверсию отображаются в цене на мясо и другую продукцию животноводства.

Естественно, импортные контракты — минимальны в объемах, поскольку хватает отечественных фруктов и овощей для замещения. Поэтому я думаю, что в ближайшее время изменений на рынке не будет, несмотря на колебания курса валют.

Дальше в основном будет зависеть от запасов фруктов и овощей, исходя из того, сколько у нас объемов по хранению построено. Они вводились и в этом году, тем не менее их недостаточно, и естественно, в зимний период мы будем сильно зависеть от поставок тех же фруктов и овощей из других стран.

Соответственно, мы будем всецело зависеть от того, какой курс доллара установится. А курс доллара у нас в свою очередь зависит от котировок на нефть. А его не только мы, а вообще никто не может спрогнозировать.

Основания полагать, что цены не поменяются в ближайшее время, дают и взаимоотношения с федеральным ретейлом, у которого есть срок на пересмотр цен, за которые они могут принять, могут не принять. Мы пытались добиться ускоренного пересмотра цен, как вынужденную меру, которую мы в декабре применяли для того, чтобы потребитель не видел резкого, скачкообразного изменения цен на прилавке.

Для нас это проще. И плюс к этому, это не стимулирует производителя закладываться по цене, снимает нервозность с рынка. Соответственно, производитель не повышает выше рынка свои цены. С нашей точки зрения, это абсолютно правильное решение — чаще пересматривать цены. Потому что при колебаниях того же доллара, они могут двигаться как вверх, так и вниз.

Это происходит гораздо оперативней. И это польза как для игроков рынка, так и для потребителей в первую очередь. Потому что когда поставщик может пересмотреть цену только раз в три месяца, но не знает, какое будет соотношение рубля и доллара, естественно, эти риски будут закладываться в цену.

Мы выходили с таким предложением, но, к сожалению ретейл не поддержал нас, сказал, что ситуация сейчас очень сильно отличается от декабря. Хотя по курсу доллара и рубля мы особой разницы не видим. Мы не хотели бы допустить ситуацию скачкообразного повышения цен.

— Пересмотр цен ретейлерами — сложная и длительная процедура?

 - Наши участники периодически присылают договора нам в Ассоциацию. Многие договора можно просто на сайте найти, потому что у нас законодательство обязывает ретейл вывесить типовой договор на сайте. Там обычно указано, что там за месяц надо предупредить. Месяц-два ретейл может рассматривать.

И если ретейлер не принял новую цену, то поставщик должен еще до полугода возить по старой цене. Понятно, что таким образом отечественный производитель практически обречен на банкротство.

Потому что, если поднялась себестоимость, а отпускную цену предприятие не может изменить и обязано поставлять товар продолжительное количество времени, то оно работает в убыток. Да, у отечественных предприятий меньше зависимости от курса, но оно также растет в цене. Хотя мы собираем в последние годы огромные урожаи. Но на экономику каждого предприятия влияет макроэкономика.

Растет стоимость энергоресурсов и техники. У аграриев кредитная задолженность очень высокая. Сейчас биржевые котировки практически на все зерновые культуры в мире падают. И мы видим так называемые ножницы. Если бы у нас была стабильная валюта, то многие товары — хлебобулочные изделия, мука, то же мясо, яйцо — действительно имели бы тенденцию к удешевлению.

— Многие считают, что на пути товара к прилавку бывает очень много посредников. Где образуются наибольшие наценки?

— Посредников на рынке, которые в чистом виде не выполняют никакой экономической функции, а просто зарабатывают определенную маржинальность на своем присутствии, мы практически не встречаем. Допустим, логисты осуществляет транспортные перевозки, также и посредники выполняют функцию перемещения товара по регионам, по магазинам.

Никто не знает, какова рентабельность при производстве, допустим, пепси-колы или кока-колы, это закрытая технология. Хотя очень любят при сравнении доходности производителя и ретейла показывать транснациональные компании с закрытыми технологиями, в которых маржинальность абсолютно непонятна. Но показывают, что они зарабатывают очень хорошо, больше ретейла.

У отечественных предприятий — очень разные размеры и уровни технологий. Например, мукомолы зарабатывают от 2-х до 10-ти процентов от стоимости зерна. Больше рынок им не дает. Поэтому даже не самая высокая наценка ретейла — 25-35 процентов — все-таки намного выше доходности наших отечественных пищевых предприятий.

Плюс, чтобы отечественному производителю попасть на прилавок, предприятие обязано заплатить ретейлу якобы за маркетинг. Это является скрытой доходной частью ретейла. Это либо просто присваивается, либо идет на продвижение товаров, на различные акции и каталоги, который кто-то раскидывает по почтовым ящикам. За наш же счет.

Сейчас федеральный закон о торговле пытаются поменять — запретить как раз вот это. Потому что многие ретейлеры его активно использовали, обязывали заплатить до 30 процентов от цены контракта на маркетинг. Это искажает, в принципе, экономическую сущность. Потому что по контракту цена, допустим, 10 рублей, но из этих 10 рублей производитель обязуется на маркетинг заплатить в сетевой ретейл 30 процентов — 3 рубля!

В итоге с каждой тысячи с нас берут на 300 рублей больше за то, что нам же это втюхивают. Поэтому сейчас депутаты выходят с законодательной инициативой запретить сетевому ретейлу брать дополнительно какие-то суммы за любые услуги.

В последнее время торговля уже очень сильно изменилась в сторону цивилизованности. Крупнейшие федеральные сети котируются на международных биржах. Финансовая отчетность становится все прозрачней, осветляется рынок.

— Последний год чиновники очень много говорят об импортозамещении и продовольственной безопасности. Почувствовал ли производитель помощь? Или это больше на декларационном уровне?

 - Импортозамещение, естественно, прошло в секторах, в которых высвободилось место на полках, особенно, если это высокомаржинальный сегмент. Производители сыров с удовольствием заполнили место на полке. Кондитерская промышленность показала хороший прирост.

Сельхозпроизводители по сбыту грунтовых овощей и фруктов всегда испытывали проблемы, практически не могли попасть в федеральные сети, а теперь они поставляют свои фрукты и овощи. Конечно, импортозамещение мы отмечаем по многим категориям.

Мы получили импортозамещение в тех категориях, в которых у нас уже были производственные мощности и достаточное количество сырья. Естественно, здесь нужны длинные дешевые кредиты. А у нас после того, как были объявлены санкции, пошел галопирующий рост валют. У нас много импортного оборудования и материалов используется в сельском хозяйстве. Мы технологически сильно зависим от Запада по многим направлениям.

Поэтому должно быть и промышленно-технологическое замещение для сельского хозяйства. Но предприятия, которые могут это делать, сталкиваются с теми же трудностями.

— Покупатели часто сталкиваются с тем, что в мороженом продукте бывает очень много льда — бывает даже до половины. Что можно сделать? И вообще куда лучше обращаться с жалобами?

— По нормам допускается 10 процентов воды, а остальное все-таки должен быть сам продукт. Обращаться в первую очередь надо в Роспотребнадзор, потому что это как раз государственная структура, которая принимает обращения граждан и имеет право проверить. Можно сказать, что проверяющими у нас как раз являются все граждане, а Роспотребнадзор проводит экспертизу по их обращениям.

Роспотребнадзор очень оперативно такие случаи отслеживает и привлекает в ответственности ретейлера и производителя. Здесь больше действительно ответственность лежит на производителе, потому что ретейл не обязан в таких случаях проверять качество продукции и соответствие требованиям.

Для этого каждый магазин пришлось бы утяжелить по капитальным затратам на аппаратуру, которая, наверное, будет стоить дороже, чем сам магазин.

К сожалению, реальная покупательная способность населения снижается. Поэтому недобросовестные производители используют подобные жульнические приемы, чтобы удешевить товар. Но мы не должны покупать воду под видом рыбы или мяса. Вода у нас, слава Богу, есть в кране.

Читайте также:

Кормилица России - земля, а не супермаркет

Подсобные хозяйства на грани исчезновения?

Валерий Шанцев: У нас есть все, кроме ананасов

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить