Почему в России не могут решить проблему плохих дорог

Проблему дорог без дураков не решить

С приходом тепла взору российских автомобилистов открылась привычная картина ухабов и разбитых дорог. Снова яма на яме, и снова возникает вопрос о том, увидим ли мы на своем веку хорошие дороги. Или так и будем слушать оправдания о сложном климате или устаревших технологиях? Есть ли решение проблемы плохих дорог? В вопросе разбиралась Pravda.Ru.

"Убитый" рейтинг самых плохих дорог в России составили на этой неделе члены Общероссийского народного фронта, Союза добровольцев России и движения "Убитые дороги России". Лидерами по самому отвратительному качеству дорог стали города Саратов, Чита и Бологое, что в Тверской области.

Составители рейтинга особое внимание уделили тем дорогам, которые ремонтировались в недавнем времени, но выглядят так, как будто не подвергались ремонту с десяток лет. Так, в Саратове на ряде улиц было отмечено очень плохое состояние дорожного покрытия, на укладку которого в 2012 году было потрачено более 600 миллионов рублей. Такие истории для России не редкость, отсюда и разговоры о том, сколько было украдено при строительстве той или иной дороги.

Если раньше в ответ на негодование россиян дорожные строители ссылались на сложный климат, с суровыми зимами и большим перепадом температур, то теперь появились и другие версии. Как заявили эксперты аудиторской компании KPMG, действующая система госконтрактов на строительство дорог сильно устарела и не является эффективной. В этой системе, как отмечают в KPMG, отсутствуют механизмы, которые стимулировали бы подрядчиков строить качественное дорожное покрытие при небольших затратах.

Аналитики компании назвали две причины, почему система госконтрактов изжила себя. Во-первых, строительные компании стремятся в первую очередь уложиться в установленный бюджет и согласовать свое участие во всех инстанциях, что отодвигает на второй план проработку плана укладки дорог как такового, с применением современных технологий, экономией денег и так далее.

Во-вторых, организация-исполнитель проекта вынуждена, просчитывая бюджет предстоящей стройки, опираться на государственные сметные сборники, в которых стоимость строительных материалов и услуг в среднем ниже реальной на 15-20 процентов.

Правда.Ру поинтересовалась у экспертов, действительно ли система госзаказов — это корень проблемы плохих дорог в России?

"Система давно устарела, потому что, согласно госконтракту, побеждает организация, предложившая минимальную цену, и получается, что подрядчик будет максимально пытаться экономить либо на материале, либо на проекте.

А если говорить уже про сам проект, то проектировщики будут обязаны в кратчайшие сроки сделать проект и сдать, тем самым минуя выгоду, которую могли бы найти в пользу новых технологий или каких-то инноваций. У них нет времени это рассчитывать, поэтому они используют старые нормативы, которые сейчас действуют. В этом тоже большая проблема", — рассказал Правде.Ру активист организации "Убитые дороги" Николай Мельников.

"Я считаю, что надо немедленно государству возвращаться к частичной политике вседорожного строительства. США, страны Европы дорожное строительство относят к ключевым направлениям деятельности своих правительств. У нас в правительстве некому этим заниматься. Минтранс сегодня, к сожалению, очень слаб, недостаток наших строителей — это отставшие технологии, которые совершенно не учитывают современных возможностей, достижений", — сказал Правде.Ру директор Института материаловедения и эффективных технологий Марсель Бикбау.

Любопытной особенностью строительства современных дорог в России, по замечанию Николая Мельникова, является отсутствие разницы в укладке асфальта на Крайнем Севере или в южных регионах, то есть норматив один на Мурманск и на Сочи. И никаких современных инновационных разработок, разумеется, в нормативах не прописано.

Более того, в России большой редкостью являются бетонные дороги, которые можно встретить в США, например, и которые невозможно назвать современной разрабокой. Бетонное покрытие лежит до 30 лет без капитального ремонта и не продавливается многотонными грузовиками. Так что же мешает подобные технологии применять в России?

"Для меня это тоже большой вопрос, почему у нас не принят такой норматив, хотя это было бы очень удачно, если бы бетонные дороги использовались где-то на юге, в Сочи, Анапе. Их и частично обслуживать легче, не надо постоянно мучиться, как с асфальтовыми дорогами. Возможно, проблема в производстве, я таких машин не видел в России. Возможно, связано с производством и созданием самой такой дороги", — предположил Николай Мельников.

Выходит, что система нормативов и госзаказов действительно требует реформирования. Правда.Ру поинтересовалась, какие инициативы смогут изменить в лучшую сторону качество российских дорог?

"Депутат и лидер Александр Николаевич Васильев предложил сделать подход не как сейчас, когда норматив подходит ко всем регионам одинаково, а предложил разделить страну, например, чтобы в Мурманске были одни нормативы, а в том же Сочи уже другие.

Мы тоже поддерживаем его инициативу о том, что в разных регионах у нас региональные дороги имеют разную гарантию. Например, у нас в Пскове от 3 до 5 лет, а в Пятигорске - около года. То есть, делают дорогу и на нее гарантия год. Это срок очень маленький. Это выгодно подрядчику. Он сделал дорогу, через год он про нее забыл, она может опять сломаться, и он может опять ее делать, в этом плане ему выгодно. Но потребителям, автомобилистам это не выгодно. Потому что дорога быстро приходит в негодность и подрядчик ее не делает в рамках гарантийных обязательств", — заметил Николай Мельников.

"Надо перейти на сборное строительство дорог из железобетонных плит по технологии, которая разработана, запатентована и называется Транспортная система МС-строй, — заявил Марсель Бикбау. — Чиновникам выгодно иметь безобразные дороги, которые каждые год-два надо ремонтировать. Мне жалко россиян, потому что в стране с таким климатом сегодня есть шанс строить дороги круглогодично, быстро и минимум на 50 лет гарантии".

Читайте также:

Дороги - вечная беда России?

Российские дороги затягивает в черную дыру

Главный враг российских дорог - асфальт

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *