"Российские врачи умеют и могут лечить рак"

лдыфвоалдвоыа. Дмитрий Борисов

Рак — это болезнь, которую сегодня успешно могут лечить. Современные методы терапии позволяют полностью победить злокачественную патологию, но только при условии, что ее удалось обнаружить на ранней стадии. В России 60 процентов диагностированных случаев онкозаболеваний приходится на поздние стадии, когда одержать победу над недугом не то что сложно, а подчас невозможно.

Почему россияне обращаются за помощью, когда почти не осталось шансов на выздоровление? Что такое регионализация здравоохранения? Каким образом государственно-частное партнерство может помочь в борьбе с онкозаболеваниями? Ответы на эти вопросы в интервью с исполнительным директором некоммерческого партнерства "Равное право на жизнь", зампредседателя правления Ассоциации онкологов России, членом Координационного совета по государственно-частному партнерству в здравоохранении при Министерстве здравоохранения РФ Дмитрием Борисовым.

— Дмитрий, по данным НП "Равное право на жизнь", ежегодно от рака умирает 300 тысяч россиян, что в десять раз больше, чем от ДТП. При этом каждый третий пациент — в течение первого года после постановки диагноза. Угрожающая статистика, учитывая, что многие виды рака сегодня успешно лечатся. В чем причина?

— Одна из основных причин — позднее выявление заболевания. Чаще всего пациенты обращаются к врачу на III-IV стадиях, когда болезнь стала проблемой всего организма, а не только одного органа. На этом этапе можно только продлить жизнь человека, но не спасти ее. К сожалению, это происходит из-за того, что у нас не развита культура регулярных профилактических обследований. А рассказами об ответственном отношении к своему здоровью мало кого заставишь идти на приём к врачу.

— А чем можно?

— Важно пропагандировать достижения современной медицины. Диагноз "рак" не приговор, если вовремя обнаружен — вот что должно стать мотивацией для ранней и профилактической диагностики. Сегодня мы слышим истории об ужасах, с которыми сталкивается пациент, попавший в наши клиники. Но никто не говорит о другой стороне медали: российские врачи умеют и могут лечить рак. В стране живут сотни тысяч вылеченных людей. Если человек будет знать, что проблема имеет эффективное решение, он не побоится идти в больницу для общего профилактического обследования.

Кроме того, во всем мире существуют системы финансовой мотивации. Важная роль в них отводится страховым компаниям, которые стимулируют профилактические осмотры снижением тарифов на добровольные виды страхования.

— Поздняя диагностика заболевания — единственная причина его летальности?

— Другая — недоступность лечения, которая является следствием недостаточного финансирования. Ежегодно Россия теряет десятки тысяч пациентов из-за повсеместной недоступности технологий, признанных во всем мире базовыми стандартами лечения. К ним, в первую очередь, относятся трансплантация костного мозга и лечение таргетными лекарственными препаратами.

В ближайшие годы в связи с "бюджетным манёвром" онкологическая помощь в России может стать еще менее доступной.

— Что такое "бюджетный манёвр", и как он отразится на качестве медицинского обслуживания?

— "Бюджетный маневр", или регионализация здравоохранения, подразумевает сокращение федеральной доли финансирования медицины за счет увеличения региональной. Однако относительно благополучными в финансовом плане являются лишь 17 из 85 субъектов России. Уже сейчас многие регионы не могут найти средства для закупки необходимых препаратов и лечения тяжелобольных. А возможность каждого региона иметь свой перечень лекарственных препаратов, отпускаемых льготникам, лишает россиян равных прав на лекарственное обеспечение. Таким образом, регионализация только усугубит и без того сложную ситуацию.

Во многом это связано с тем, что для финансирования системы специализированной помощи не привлекаются ресурсы дополнительного добровольного страхования, так что финансовое бремя лежит на плечах государства. Проблему можно решить, если государство, страховщики, представители индустрии и общественные организации объединятся.

— Вы имеете в виду модель государственно-частного партнёрства? Каким образом она может исправить ситуацию?

— Именно. Оптимальная модель государственно-частного партнерства в этой области выглядит так: государство финансирует определенный объем медицинской помощи, а дополнительные ресурсы поступают из средств, выплаченных пациенту страховой компанией.

Сегодня в России уже появляются соответствующие программы, например, "Управляй здоровьем!" от ООО СК "ВТБ Страхование". При наступлении страхового случая, то есть диагностировании онкозаболевания, пациенту выплачиваются денежные средства, которые он может потратить на дорогие лекарства, лечение за границей или компенсацию выпадающих доходов семьи. Кроме того, в страховку входит медицинский ассистанс, включающий сопровождение и помощь в решении не только медицинских, но и организационных, юридических и даже психологических вопросов. Например, одна из услуг — бесплатная перепроверка диагноза у лучших специалистов федерального уровня, т. к. вопрос правильной диагностики таких сложных заболеваний, особенно в регионах, стоит очень остро.

— Получается, чтобы вылечить рак, одним полисом ОМС, который по закону гарантирует бесплатную медицинскую помощь, не обойтись?

— Человек имеет право на гарантированную государством помощь. Но реалии таковы, что зачастую возможностей только одного полиса ОМС, действительно, недостаточно. Например, нужный препарат не входит в список госгарантий, либо его нет в аптеке, а вместо него предлагают дешевое лекарство. Но у ракового больного нет времени ждать необходимый препарат. В условиях только госгарантий человек не может получить своевременную помощь в полном объеме, поскольку некоторые заболевания требуют немедленных действий, диагностических обследований и дорогостоящих препаратов, не входящих в стандартные тарифы ОМС. Так что дополнительное добровольное страхование может стать финансовой "подушкой безопасности".

— Как бы вы в целом охарактеризовали ситуацию с онколечением в России?

— Если говорить о динамике, то в России последовательно проводятся достаточно серьезные реформы здравоохранения. Мы слышим всевозможные критические отзывы, но я, как человек давно связанный с российской онкологией, могу сказать, что за последние десять лет у нас произошел огромный прорыв в плане доступности медпомощи. За этот период государственное финансирование увеличено более чем в 12 раз — в абсолютных цифрах бюджет на здравоохранение растет. Но средства, которые выделяются в настоящее время, все равно пока не позволяют в полном объеме обеспечить потребности российского здравоохранения.

Специалисты
Паниченко Анна
Маммолог-онколог
Сергеев Пётр
Занимается хирургическим и медикаментозным лечением доброкачественных, пограничных и злокачественных опухолей. Определяет стратегию и этапность лечения онкологических заболеваний
Гусляков Александр
Занимается профилактикой, диагностикой и хирургическим лечением заболеваний опухолевой природы, как доброкачественных, так и злокачественных

Эндокринолог Кущетерова: избежать гиповитаминоза поможет разнообразный рацион Эндокринолог Кущетерова: избежать гиповитаминоза поможет разнообразный рацион Здоровье
Человеку необходимы все микроэлементы и витамины для полноценного функционирования организма. Доктор Амина Кущетерова рассказала, каким должен быть рацион, чтобы не довести себя до гиповитаминоза.
Эндокринолог Медведева: больше всего вредят здоровью колбасные изделия Эндокринолог Медведева: больше всего вредят здоровью колбасные изделия Здоровье
Для поддержания организма в здоровом состоянии необходимо не только правильно питаться, но уметь поддерживать водно-солевой баланс и не игнорировать физические нагрузки.