Родители и дети

Беженцы берут Иванишвили штурмом

После парламентских выборов в Грузии активизировалась протестная деятельность населения. Одними из первых, кто рьяно заявил о своих правах, стали беженцы. За последние несколько недель они незаконно поселились в 46 различных зданиях и не собираются покидать их, пока государство не выделит им жилплощадь. Их действия вызывают массу вопросов, главным из которых является следующий: кто стоит за массовым самозахватом помещений? И на самом ли деле действия беженцев вызваны безвыходным положением, или же кто-то на "протестной волне" решил отхватить себе дополнительную жилплощадь?

За последние несколько недель сообщения о случаях захвата беженцами различных зданий стали чуть ли не самыми главными новостями на всех информационных порталах. По заявлению Давита Дарахвелидзе, министра по делам вынужденно перемещённых с оккупированных территорий лиц, беженцев и их расселению, на сегодняшний день около 1600 беженцев незаконно заняли 46 объектов различного характера. Министр утверждает, что знает имена и фамилии тех, кто принимал участие в данном действии.

"Сейчас работает комиссия, которая выясняет положение этих семей. Параллельно с этим ведётся расследование, так как у нас есть основания полагать, что имеются конкретные лица, которые пытаются нажиться на чужой беде. Налицо все признаки уголовного преступления. Решение вопросов размещения беженцев не может произойти скоро, и форсирование этого решения такими действиями, как взятие штурмом зданий, точно не принесёт желаемого результата", - говорит Давит Дарахвелидзе.

"Сегодня происходит массовое вторжение беженцев в учреждения, как государственного, так и частного сектора. Это приняло такие масштабы и такую организованность, что становится несомненным - за всем этим стоят какие-то группы. Всё это неслучайно и требует немедленного расследования", - с таким заявлением выступил на днях на заседании парламента Бидзина Иванишвили.

Читайте по теме: Квартирный вопрос к Бидзине Иванишвили

А кинорежиссёр Кети Долидзе, которая крайне возмущена действиями беженцев, прямо заявляет, что за всеми их действиями стоят "националы".

Действительно, откуда такая уверенность в том, что всё сойдёт с рук? Старое правительство уже складывает полномочия, новое ещё не приступило к своим обязанностям, но оно обещало, что все получат жильё - может, этого достаточно для того, чтобы занять как можно больше места, пользуясь своим статусом беженца? В это можно было бы поверить, если бы не то обстоятельство, что акты захвата носят чересчур хорошо организованный характер. К примеру, откуда беженцам становится известно о пустующих этажах того или иного здания?

Наргиза Шубладзе - беженка из Абхазии. Когда она бежала, у неё на руках было двое малолетних детей, муж остался воевать. Сейчас они живут в здании техникума на Московском проспекте. Наргиза рассказывает, что заплатила около 400 долларов за право жить здесь.

"Тогда почти все устроились. У кого были какие-то деньги, всё делали по закону, остальных же государство временно размещало в пустующих зданиях. Но многие не хотели идти в отдалённые районы Тбилиси, всё требовали место поближе к центру. Вот они и остались в конце концов в самом невыгодном положении. Что касается этих беженцев, которые сейчас берут штурмом всякие учреждения, у всех худо-бедно есть крыша над головой, на улице никто не живёт. Просто сейчас их дети подрастают и они хотят сделать для них отдельное жильё", - считает Наргиза.

Другая беженка, 74-летняя Лели Беселия, которая до сих пор ютится у дальних родственников, говорит, что не удивится, если узнает, что среди ворвавшихся в здания людей беженцев и вовсе нет.

- Вот я, например, куда могу сама по себе ворваться? В какое учреждение я могу войти и поселиться там?

- Вы живёте у родственников и собственного жилья до сих пор не имеете. Вы обращались в какие-нибудь инстанции?

- Конечно. Только у меня проблема с грузинским языком , а на русском сейчас никто не принимает заявления. Сейчас хочу обратиться в правозащитную организацию, где мне помогут, дадут бесплатную юридическую консультацию, а может, и помогут с заявлением.

- Все беженцы так или иначе устроились. Почему же Вы оказались на улице?

- Там нужен другой характер, расторопность, может, даже наглости чуть-чуть, а у меня нет этого. Вот я и жду, когда меня позовут и дадут жильё, - рассказывает Лели Беселия.

Читайте также: Беженцы, которым некуда бежать

Беженцы берут Иванишвили штурмом. 28638.jpeg

А тем временем беженцы каждый день продолжают занимать всё больше помещений. Совсем недавно пятьдесят человек штурмовали здание прокуратуры на улице Цотне Дадиани, требуя пустить их на свободные второй и третий этажи. На первый этаж они не покушались, так как там располагается полицейский участок. В штурме участвовали и старики, и взрослые с малолетними детьми.

Другим объектом, захваченным беженцами, стал комбинат по производству ваты. В его "оккупированной" части с 1998 года располагается неправительственная организация "Вера" - центр для бездомных детей. Сотрудники центра, разумеется, требуют его возвращения. А беженцы заявляют, что давно уже не видят там беспризорников, да и вообще никакой деятельности организация "Вера" не ведет. Здание до сих пор не приватизировано и является собственностью государства.

В отличие от членов "Веры", у начальства музыкальной школы для особо одарённых детей имени Закарии Палиашвили, где сейчас тоже незаконно проживают беженцы, есть все права на собственность. Дирекция школы собирается обратиться в соответствующие инстанции.

В здании 168 школы вообще произошёл беспрецедентный случай. Беженцы, ворвавшиеся в школу во время учебных занятий,в течение 6 часов не позволяли родителям зайти внутрь и забрать своих детей. Что это было? Учеников держали в качестве заложников?

Председатель общественного движения "Солидарность" Давит Цирамуа рассказал корреспонденту GTimes о ситуации с незаконными действиями беженцев.

- Главная цель нашего правительства - способствовать тем слоям общества, которые более всего нуждаются в социальной защите. В первую очередь это беженцы. Всего неделя, как в государстве новое правительство, а с их стороны пошла такая тенденция к незаконным действиям. Мы полностью солидарны с теми беженцами, которые действительно нуждаются в социальной защите, и в первую очередь ставим вопрос о них. Но в сегодняшних условиях, когда новая власть ещё не вошла в курс всех дел, я смею предположить, что за этими действиями стоят прежние силы. Кто-то вполне осознанно и целенаправленно создаёт такую ситуацию. И мы хотим обратиться к тем беженцам, которые сегодня в очень сложной ситуации, и сказать им - это не выход из положения. Двери открыты, и не надо их ломать. Мы всех призываем к тому, чтобы не самовольничали. Нам нужна гражданская ответственность в наших действиях, прозрачность. Иначе мы не сможем построить правовое общество.

- Насколько мне известно, все эти здания, в которые ворвались беженцы, пустуют не первый год. Почему именно сейчас они решили взять их штурмом? Откуда такое чувство безнаказанности и вседозволенности?

- Именно. Вопрос в том, что новая реальность принесла чувство свободы. И население, в том числе беженцы, почувствовало эту свободу. Но свободы мало, необходимо самосознание. Необходимо понимать, что Иванишвили только что принял полномочия премьер-министра. Всё и сразу решить невозможно. Мы призываем беженцев не поддаваться провокациям. Такие действия в любом случае не останутся безнаказанными, - предупреждает Давит Цирамуа.

Какая участь ждёт тех беженцев, которые успели занять здания и даже обосноваться в них, будет ясно после расследования министерства по делам вынужденных переселенцев. Пока вопрос остаётся открытым. В этой истории трудно понять, кто прав, кто виноват. Если предположить, что это действительно люди, оставшиеся без крыши над головой и уставшие от неизменных обещаний правительства решить их проблемы с жильём, то действия их, скорее, вызваны безысходностью и отчаянием. Но если это просто попытка оттяпать лишнюю жилплощадь, пользуясь ситуацией в стране, то как быть тогда? На всё это прольёт свет серьёзное расследование. Хочется верить, что в результате те, кто действительно нуждается, получили к зиме вожделенную крышу над головой.